Для «культуры вне политики» не настало время

23 марта, 20:26

 

Время для «культуры вне политики» еще не настало

Невинная, на первый взгляд, затея с проведением в столице Северной Осетии Владикавказе концертов двух грузинских ансамблей - знаменитого танцевального коллектива «Рустави» и менее известной музыкальной фольклорной группы «Бани» - привела к невиданному по масштабам выяснению отношений между северянами и южанами, которое будет иметь далеко идущие последствия. Недоумение части северян, искренне не понимающих, почему Южная Осетия требует отмены этих концертов, намеченных на конец марта, в очередной раз высветило существенные, а для многих и принципиальные различия между Севером и Югом Осетии. Не придется удивляться, если в обозримом будущем эта история всплывет в качестве очередного «аргумента», «обосновывающего» «невозможность» воссоединения Осетии в составе российского государства. Тем более что и антироссийские мотивы прозвучали в ней вполне явственно.

В начале месяца (концерты назначены на 25 и 27 марта) в осетинской группе в Facebook «Осетия-Россия» было опубликовано воззвание с требованием к руководству Северной Осетии: «Если мы один народ, то отмените концерт, не раздражайте граждан Республики Южная Осетия!». «Этот «огонь грузинского танца» и «многоголосие» (цитаты с афиш концерта «Рустави» - прим.) грузинской артиллерии граждане Южной Осетии на себе в полной мере испытали 08.08.08, когда всего за одну ночь от этого «многоголосого огня» погибли сотни мирно спящих граждан юга Осетии», - разъяснялось в тексте.

Официального ответа на это обращение не последовало, и в середине марта с аналогичным заявлением выступила парламентская Народная партия РЮО. «Народники» также попросили отменить концерты грузинских коллективов, напомнив и о том, что они пройдут до истечения сорока дней со дня смерти главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова, «с чьим именем связывались надежды здравомыслящей части народа по возвращению общественной жизни Осетии в лоно реализации безусловных ценностей осетинского народа».

«То, что происходит в сфере грузино-североосетинских взаимоотношений, начинает напоминать жителям Южной Осетии некий «театр абсурда», - констатируется в заявлении Народной партии РЮО. - При этом «налаживателям» культурных обменов от североосетинской стороны стоило бы знать, что ансамбль «Рустави» 8 августа 2008 года давал «сакральный» концерт в центре Тбилиси под огромным монитором, где в прямом эфире транслировались кадры того, как Южная Осетия вместе с народом стирается с лица земли огнем грузинских «Градов» и танков».

«Любые братания с государством, устроившим геноцид твоему народу, обрушившим шквальный огонь из самых разрушительных видов оружия на спящий Цхинвал, убивавшим солдат твоей Родины - осетинских и российских миротворцев - на Юге Осетии расценивают только как предательство», - конкретизировал несколько позже позицию южан заместитель начальника Управления внутренней политики администрации президента РЮО Алан Тибилов.

Обращение Народной партии вызвало шквал разнообразных откликов из обеих частей Осетии, спровоцировав жесткую дискуссию на повышенных тонах. «Не надо потакать непросвещенным лжепатриотам! - заявила бывший министр культуры РСО-А, ныне декан факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета, в ДК которого будут проходить концерты, Фатима Хабалова. - Любовь к своему народу лучше добрыми делами подтверждать!! Культура всегда будет символом мира и добра!». «Приглашайте тогда ингушей танцевать в Беслан» (практически все террористы были ингушами по национальности - прим.), - парировал югоосетинский общественный деятель Сармат Джуссойты, наглядно продемонстрировавший степень неприемлемости для южных осетин контактов подобного рода с грузинской стороной.

Однако параллель с бесланской трагедией осталась непонятной для многих участников дискуссии со стороны Северной Осетии. «Между прочим, грузины - одно из крупнейших национальных меньшинств Северной и крупнейшее меньшинство Южной Осетии, - высказался по этому поводу администратор паблика «Магас Дедяков», много лет разоблачающего антиосетинские выпады ингушских пропагандистов. - Если ТАК относиться к их культуре, то чем мы лучше звиадистов? Если кто-то хочет посмотреть на то, как танцуют люди - ради Бога, лишь бы не было войны».

Ничего, кроме возмущения, эта примиренческая позиция вызвать не могла. «Это плевок в народ Южной Осетии, осквернение тех черных косынок, которые мы ещё не сняли», - еще раз попробовала разъяснить ситуацию представитель Народной партии  Таира Гаглоева. «Культура должна быть вне политики, иначе не останется мостов для понимания между народами!», - возразила Фатима Хабалова. К сожалению, этот призыв был и остается всего лишь благим пожеланием, и гастрольная история «Рустави» свидетельствует об этом как нельзя убедительнее. Достаточно вспомнить интервью, данное основателем ансамбля Анзором Эркомаишвили газете «Известия» перед выступлением в Москве в апреле 2013 года (напомним, почти через пять лет после грузинской агрессии против Южной Осетии).

На прямой вопрос: «Лично вы считаете Южную Осетию и Абхазию оккупированными территориями?» Эркомаишвили также прямо ответил: «В принципе, да». «Но давайте не будем о политике, - продолжил он. - Искусство должно быть вне политики». Правда, остаться вне политики после подобного политического заявления ему, конечно, не удалось. В грузинских СМИ разгорелся скандал вокруг других слов основателя «Рустави». В интервью «Известиям» он заявил, что через месяц после концерта в Москве его ансамбль намерен выступить в Южной Осетии. Эркомаишвили пришлось объяснять, что его не так поняли, и речь шла о гастролях в Северной, но никак не в Южной Осетии (они также не состоялись). Возмущение грузинской общественности вызвало то, что «Рустави» якобы намерен отправиться на «оккупированные территории» - в РЮО, которую в Тбилиси и тогда, и сейчас вопреки фактам продолжают считать частью Грузии.

Вот такое «искусство вне политики». Есть и более сложные примеры. Тбилисская фольклорная группа «Бани» создана в 2011 году и в оправдании грузинской агрессии против Южной Осетии в 2008 году не участвовала. В возмущенных постах против гастролей во Владикавказе ансамбля «Рустави» этот коллектив, исполняющий грузинские и кавказские народные песни в современном звучании, практически не упоминается (кстати, наибольшей популярностью среди последних пользуется кистинская «Кавказская баллада», которую грузины называют ингушской, а некоторые северокавказцы считают из-за этого ингушской всю группу).

Участники «Бани» прекрасно играют и поют. Но есть один нюанс: этот заводной кавказский фольклор на современный лад де-факто широко используется для пропаганды некоего выдуманного «кавказского братства» под эгидой Грузии и под лозунгом «освобождения Кавказа от России» - достаточно ознакомиться с сотнями комментариев, оставляемых под записями ансамбля на YouTube. К восторгам дагестанцев, чеченцев, грузин присоединяются и «украинские патриоты», провозглашающие «нерушимый антироссийский союз» «свободного Кавказа» и «вильной Украины». С некоторой долей преувеличения можно сказать, что сейчас «Бани» выступает в роли музыкального объединителя Кавказа на антироссийских позициях, которую в девяностых-начале двухтысячных играли песни чеченского исполнителя Тимура Муцураева. Желания и намерения самих музыкантов при этом не имеют значения.

Однако многих поклонников грузинских танцев и музыки на Севере Осетии все это не убеждает. «О каком братстве и единении осетин идет речь на севере и юге Осетии, - выразила ощущения многих южан цхинвальский журналист Мария Котаева. - Нет единства, нет чувства братства... Осетины на юге и на севере живут разными интересами, разными принципами. …И всякие громкие речи о разделенном народе на разных научных конференциях, и политических встречах теряют свой смысл и приобретают формальный характер».

Накал страстей достиг такой силы, что высказаться пришлось и главе парламента Южной Осетии Анатолию Бибилову. «Складывается устойчивое понимание того, что началась агрессивная работа по внутриосетинской конфронтации по признаку «южные» и «северные» осетины! - предупредил он. - Именно на нашем патриотизме пытаются нас поссорить, свести на нет объединение нашего разделённого народа и интеграционные процессы между РФ и РЮО!». Он призвал не поддаваться на провокации: «мы - один народ, и прошлое, и настоящее, и будущее у нас одно!».

Между тем, в заявлениях некоторых противников грузинских концертов из Южной Осетии прозвучали более тревожные нотки, чем констатация реального недопонимания между Севером и Югом. «Северная Осетия, находясь в составе другого государства, не всегда вольна в принятии тех или иных решений», - отмечается, в частности, в обращении югоосетинской непарламентской политической партии «Фидан» (Будущее) «ко всей аланской нации». Поскольку «другое государство», в составе которого находится РСО-А - это Россия, то пассаж о зависимости руководства и общественности республики применительно к проведению на ее территории концертов грузинских исполнителей выглядит как минимум странно. Руководство партии прямым текстом говорит, что эти концерты якобы буквально навязывают (видимо, некие враги Осетии в Москве?.. - прим.), и ослушаться нет никакой возможности: «и если проведение культурного мероприятия со стороны представителей наших недругов неизбежно на территории Северной Осетии-Алании…».

Подобные фантазии - разумеется, ни о какой «обязательности» проведения концертов нет и речи, это обычная, хотя непродуманная и несвоевременная, коммерческая акция - направлены не столько против грузинских ансамблей, сколько против идеи вхождения Южной Осетии в состав РФ. «А теперь хочется обратиться ко всем фантазёрам, любителям и сторонникам «вхождения в состав…», «интеграции в…», задуматься и ответить на следующий вопрос: в случае, если в Южной Осетии, находящейся (гипотетически) в составе РФ, на празднование какой-либо знаменательной даты (например, года грузинской культуры в Российской Федерации и т.д.) запланированно и законно проведут культурно-массовые мероприятия грузинских коллективов, то какова должна быть наша реакция? - драматизируют функционеры партии «Будущее». - Наше возмущение в подобной ситуации будет рассматриваться руководством страны только как «антигосударственные настроения отдельной части населения России» - перспектива не из самых приятных и уж точно не «вековая мечта нашего народа».

Так гастроли грузинских коллективов в Северной Осетии становятся фактором большой политики и даже геополитики. Их организаторы, вольно или невольно, выступили в роли провокаторов, и она им вполне удалась. Остается надеяться, что концерты, если не будут отменены, то хотя бы пройдут без эксцессов. Очевидно одно: время для подобной «культуры вне политики» в российско-осетинско-грузинских отношениях пока еще не настало.

 

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

На главной странице сайта: выступление ансамбля "Рустави"

Источник

 

 

Яна
 
Амелина
23 марта, 20:26