«Деколонизация»: от псевдонаучных штудий - к развалу страны

11 марта, 13:48

 

ВНИМАНИЕ! 18+. Все иллюстрации и цитаты взяты из открытых пабликов/тг-каналов/со страниц пользователей социальных сетей и мессенджеров, и приведены исключительно в научных целях, чтобы наглядно продемонстрировать сложившуюся ситуацию. КГК ни в коей мере не разделяет подобных идей и мнений. Пропаганда любых деструктивных проявлений, тем более, призывов к совершению тяжких преступлений, в социальных сетях и обществе в целом должна быть полностью исключена. Пропагандисты и поддавшиеся на пропаганду должны нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Примерно с середины 2022 г. - времени активизации в интернете национал-сепаратистских движений под внешним управлением - российские либеральные СМИ захлестнула волна публикаций о т.н. «деколонизации». В предыдущем материале мы констатировали, что для политических активистов указанного толка и их американских покровителей этот термин является синонимом распада России. Интернет-издания, рассчитанные на чуть менее радикальную, но зато гораздо более широкую российскую аудиторию, всячески пытаются скрыть его суть под завесой рассуждений о недопустимости дискриминации по национальному и территориальному признаку (как будто кто-то с этим спорит и тем более пропагандирует).

Новый термин - вернее, давно известный, но де-факто изменивший значение - вводится в оборот далеко не просто так. В феврале-марте 2023 г. интернет-масс-медиа либерально-прозападной направленности опубликовали такое количество текстов об этой «деколонизации», что уже совершенно очевидно: на раскрутку темы выделено мощное финансирование. При этом проект находится на первом этапе реализации, и сейчас для его организаторов важно, чтобы как можно больше людей привыкли к самому термину «деколонизация», чтобы он был на слуху, обсуждался и звучал, желательно, из каждого утюга. А вот его суть сознательно размывается, чтобы при необходимости быть наполненной наиболее актуальным на конкретный момент содержанием. Попробуем разобраться, что же нам навязывают на этот раз.

В привычном смысле, деколонизация - это процесс освобождения бывших колоний от влияния метрополии, прежде всего, в политике, экономике и административном управлении. Деколониальность - теоретическая (хотя на самом деле прикладная) дисциплина, исследующая отношения между метрополией и колониями. Практика «деколониальности» состоит в том, чтобы объявить устоявшуюся в метрополии систему гуманитарных знаний ложной   и заменить ее самодеятельностью в духе «вы неправильно написали нашу историю».

Таким образом, нынешняя «деколонизация» - это идеология возвышения колоний за счет метрополии, или, в нашем случае, объявление «колониями» российских регионов, из чего, по мысли авторов проекта, следует необходимость их избавления от «имперской» власти федерального центра путем в лучшем случае сепаратизма, а в реальности - гражданской войны. Все это мы уже переживали в восьмидесятые-девяностые и хорошо помним, чем закончились подобные призывы. Неверна и основная посылка: у России никогда не было колоний, все ее граждане равны между собой вне зависимости от национальности и вероисповедания, а федеративное устройство предполагает разумный баланс между интересами центра и субъектов Федерации.

Несмотря на это, сейчас в умы российской общественности пытаются вложить идею развала страны. Приведем лишь несколько последних примеров. «Ещё никогда с тех пор (с начала девяностых - прим.) сепаратистские настроения в России не были так сильны, как сейчас», - громко, но абсолютно голословно провозглашает 1 марта интернет-издание «Продолжение следует» в материале «Недружба народов или хрупкий «братских народов союз вековой». Суть ясна уже из подзаголовка: «Колонизаторские страницы российской истории повествуют о том, как Российская империя разрасталась на крови и миллионах сломанных судеб».

По мнению анонимного автора, россиян ничего не объединяет: «Ведь то, чем живёт богатая Москва - это совсем не то, чем живёт вся остальная Россия - Пенза, Уфа или Хабаровск». Здесь хотелось бы пояснений, но их нет. Между тем, автор этих строк бывал во всех перечисленных - и многих других - российских городах. Все они, несмотря на очевидные географические и ментальные различия, живут единой повесткой. «Богатой» Москву уже давно никто не называет - разве что где-нибудь в отдаленных рабочих поселках, но и в этом мы не уверены. «Москва всех объедает» - тезисы из каких-то совсем уж древних методичек, видимо, как раз начала девяностых. Общее ощущение от текста - он написан «на отвяжись», только для того, чтобы показать: в отчетный период выпущен материал про то, что Россия плохая, с упоминанием «колонизаторских страниц» ее истории.

«Продолжение следует» было запущено 4 ноября 2020 г. как диджитал-проект журналистов «Новой газеты», ныне лишенной лицензии, а после начала специальной военной операции стало независимым. Интересно, что, помимо прочего, 18 октября 2022 г. издание опубликовало «радикальную колонку Елены Костюченко (журналистка «Новой газеты», ЛГБТ-активистка) о том, как должен быть остановлен фашизм» - естественно, в России.

Она упрекает себя за то, что была недостаточно граждански активной в годы, предшествовавшие началу СВО. Костюченко говорит, что надо было «создавать низовое сопротивление», проводить политические акции - «возможно, немирные», от забастовок до перекрытия дорог, а «дальше начинается то, куда заглядывать страшно - точечные акции террора, вооруженная борьба, подготовка революции» (здесь и далее выделено нами - прим. авт.). Итак, журналистка Костюченко кается, что, будучи в России - сейчас она, слава Богу, за ее границами -  не занималась террором, и обещает: «Теперь мне нужно говорить не словами - и я научусь». И вот уже старый анекдот про боевых представителей ЛГБТ-сообщества приобретает новое звучание.

«Деколонизация для меня началась со сложных вопросов, - объясняет, «почему считает родную Тыву колонией России» «деколониальная активистка, писательница, авторка подкаста» Данхаяа Ховалыг. - Вопроса равенства: почему я периодически чувствую, что у меня с русскими неравные права? (может быть, обратиться к психотерапевту? - совет авт.). Вопроса бедности: почему же так вышло, что регион с таким огромным потенциалом к развитию и процветанию стал самым бедным и неблагополучным субъектом страны? Вопроса идентичности и дома: зачем мне было возвращаться в Тыву? (не перед каждым встают столь глубоко экзистенциальные проблемы, но ответ вряд ли лежит в плоскости «деколонизации» - предположение авт.). Не может быть равенства там, где есть контроль. Так же как и развития, процветания, здоровой любви и уважения. Это, кажется, довольно очевидные вещи, но именно в этом суть деколонизации» (федеративное устройство предполагает иерархические отношения центра и субъектов Федерации, это база - прим. авт.). Во избежание очевидных проблем, она отмечает, что «термин «деколонизация» не обязательно предполагает обретение политической независимости, зато непременно означает децентрализацию и прекращение отношений «центр/метрополия - колония/регион» (заметим, что члены противопоставляемых пар намерено перепутаны - еще одна подтасовка, - прим. авт.), и начинать ее надо с себя.

Здесь авторка подкаста окончательно запутывается в показаниях. Активистка Ховалыг рассказывает, как тепло принимали ее русские студенты во время учебы вне Тувы (теперь для нее это «люди из прошлого»), но почему-то забывает упомянуть, что ее национальная республика входит в топ-10 самых дотационных регионов РФ (если совсем точно - занимает в нем девятое место). Вот такая интересная «колония» с федеральными дотациями на 20,5 миллиардов рублей (дотации другим «колониям» еще выше -  например, возглавляющий список Дагестан получил в 2022 г. в четыре раза больше Тувы).

Этот материал, озаглавленный «Что такое деколонизация и как она устроена», вышел в интернет-журнале «Холод» 10 марта. Главный редактор «Холода» Таисия Бекбулатова признана иноагентом, а сайт издания заблокирован на территории России. Однако подобные публикации, вызывающие изумление своей неадекватностью, рассчитаны, конечно, именно на российского читателя.

«Деколонизацию» все чаще обсуждают и в среде, маскирующейся под научную. 3 марта в Вашингтоне состоялось очередное - четвертое - обсуждение из серии «Деколонизация в фокусе» под названием «Деколонизация: влияние за пределами башни из слоновой кости?» (планируется еще ряд мероприятий). Серия, спонсируемая Институтом Гарримана, разработана Центром российских, восточноевропейских и евразийских исследований при Университете Питтсбурга и Центром российских и евразийских исследований Дэвиса при Гарвардском университете при поддержке Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований. Мартовское обсуждение посвящалось «тому, как деколонизация славяноведения рассматривается и практикуется академическими библиотекарями, журналистами и гражданскими активистами».

Интересно, что докладчиками по этой псевдонаучной теме в области славяноведения выступили не только библиотекарь отдела славянских и восточноевропейских исследований Йельского университета Анна Арайс, что хотя бы логично, но также заведующая кафедрой региональных и аналитических исследований Колледжа международной безопасности Национального университета обороны США Эрика Марат и давно бежавшая из России пропагандистка «Голоса Америки» Фатима Тлисова, продвигающая идею признания международным сообществом т.н. «геноцида черкесов» (напомним, что на данный момент это сделало лишь одно государство - Грузия, желавшая насолить России в период подготовки к Сочинской зимней Олимпиаде-2014 - прим. авт.). Эрика Марат, кстати, ранее также работала редактором «Голоса Америки».

Большинство российских ученых все еще уклоняются от классификации советского режима как колониального проекта. …Расистский взгляд на собственную политическую реальность не позволяет российским элитам взглянуть в лицо правде о колониальном и нелиберальном прошлом России. …Российское вторжение в Украину может начать болезненный процесс деколонизации России. Многое зависит от того, откажутся ли российские интеллектуалы от идеалов великого русского народа и дружбы «братских» народов. Это требует признания суверенитета и равенства других стран и культур и признания ответственности за советское геноцидное колониальное прошлое. Деколонизация российского политического дискурса и культуры развенчает миф о российской имперской невинности и жертвенности и восстановит достоинство колонизированных. Опыт Южной Африки после апартеида в раскрытии нарушений прав человека может стать образцом и для России.

Из статьи «Пора усомниться в имперской невинности России» Ботакоз Касымбековой и Эрики Марат от 27 апреля 2022 г. Направленность «научных» интересов очевидна; особенно интересен призыв к использованию опыта ЮАР.

21-23 апреля аналогичная тема будет рассмотрена в ходе международной онлайн-конференции молодых ученых «Векторы» Московской высшей школы социальных и экономических наук «Шанинка». На секции «Деколонизация культурного наследия: российский контекст» поднимут вопрос «деколонизации и словесности», в рамках которого обсудят «тексты русской классики как колониальную литературу и деколониальное творчество современных авторов». Поговорят также о «деколонизации культурного наследия в российском контексте: вопросах, проблемах и подходах», «деколонизации советской аниколониальности» и т.п. Кому и зачем это нужно в Америке - вполне понятно, но вот России стоило бы обойтись без подобных псевдонаучных штудий, да еще и в целевой группе молодых ученых.

За последний год «деколонизация» стала - как уже отмечалось, не сама по себе, а благодаря обильным финансовым вливаниям - настолько модной или, как говорит молодежь, «хайповой» темой, что для ее раскрутки были перепрофилированы или даже созданы (!) специальные СМИ, посвященные исключительной данной проблематике.

В «онлайн-медиа о культуре и территориях с постколониальным фокусом» внезапно превратилось работавшее с 2016 г. туристическое онлайн-издание Perito Burrito (с середины прошлого года - просто Perito). После начала специальной военной операции его выпуск был приостановлен, пока издание не вернулось в августе 2022 г. с «новой концепцией и новой главной редакторкой». «Мы стремимся сделать постколониализм общим знанием, а каждый наш материал так или иначе касается колониальных отношений», - рассказывает о себе Perito.

Действительно, на сайте опубликован ряд материалов про «постколониальность» и «деколонизацию», из которых невозможно понять, о чем идет речь: они представляют собой сплошную мешанину псевдонаучных терминов. Неожиданно внятным оказалось лишь опубликованное 21 февраля 2023 г. огромное интервью социального антрополога, исследователя Центральной Азии Сергея Абашина «Деколонизация освобождает от одних зависимостей, но несет другие», увлекавшегося «деколонизацией», когда это еще не было мейнстримом. Занятно, что материал идет вразрез с продвигаемыми изданием идеями.

Абашин предупреждает, что многие политические проекты являются несбыточной иллюзией: «Мне, например, не очень ясно, когда говорят: давайте разделим империю, отделимся, образуем новые государства. Но деколонизация - это далеко не только отделение или создание какого-то отдельного государства или даже автономии. …Это то, что происходит в твоей голове, как ты сам освобождаешься от колониальных стереотипов и постколониальной зависимости» (такой подход для России, не имевшей колоний, не актуален, но и не опасен - прим. авт.).

«Мне кажется, остается и деколонизация в первичном смысле, в смысле создания национального государства, - возражает ему интервьюер, главная редакторка Елена Срапян. - В этой повестке она тоже фигурирует. Это все еще легитимная тема». «Нужно понять, что мы в результате этой деколонизации получаем, - поправляет ее Абашин. - Насколько это все реалистично? Мы ваш голос услышали, вы сформулировали, вы образовались как интеллектуальное движение, но кого вы представляете? Насколько за вами идут массы, насколько вы отражаете общественные настроения? Насколько реалистична идея создания именно отдельного государства? Может быть, реалистичнее какая-то региональная и республиканская автономия».

Радикальные проекты политической деколонизации могут привести «не к освобождению от колониализма, а к еще большему усилению неоколониальных иерархий», подчеркивает Сергей Абашин, вспоминая распад СССР: «если раньше жители Центральной Азии ехали в Россию и работали как граждане, имея одинаковые права с теми, к кому они ехали, то теперь жители этого региона так же едут в Россию, но уже совершенно бесправными. Получается, что, освободившись, они в некоторых ситуациях стали еще более зависимыми». С этим трудно не согласиться.

Примером полностью «деколониального» масс-медиа является интернет-издание со звучным названием «Беда», рассматривающее «деколонизацию» в рамках радикально-феминистского дискурса (впрочем, все вышепроцитированные «авторки» с «редакторками» - из той же степи). Даже население того или иного региона упоминается на его страницах как «жители:ницы», как бы нелепо это не выглядело - вдруг кто не поймет, что имеются в виду как мужчины, так и женщины.

«Не стоит путать процессы деколонизации и сепаратизма, первое не предполагает второго, - также на всякий случай уточняет «Беда». - Так, многие российские деколониальные активисты выступают прежде всего за юридическое соблюдение определенных правил федеративного устройства: политическую самостоятельность, сохранение родного языка и культуры». Стоило бы, однако, заглянуть в Конституцию РФ, чтобы узнать, что она не предусматривает «политической самостоятельности» (чего или кого, кстати?.. «деколониальных активистов»?..), тогда как сохранение родного языка и культуры упоминается в Основном законе неоднократно, и никаких проблем с этим нет.

«Беда», первый материал которой вышел 27 июня 2022 г., называет себя «независимым исследовательском изданием, изучающим происхождение российского имперского проекта, вопросы деколониальности и стратегии сопротивления». А вот о главном редакторе и местонахождении редакции мы ничего не узнаем - «деколонизаторы» предпочитают действовать анонимно.

Для понимания, о каких именно «стратегиях» идет речь, обратимся к тексту под названием «Чеченское сопротивление: 1991 год - настоящее время», автором которого является некая Лилия Юлдашева. Приведем обширную цитату из этой писанины, которая доказывает, что «деколонизационный» дискурс является очередной попыткой заставить россиян извиняться перед «коренными народами» (которые сами - россияне) неизвестно за что -  вероятно, за наши общие достижения в общественно-политическом и социально-экономическом плане в составе общего государства. И, что принципиально опаснее, несмотря на редакционную оговорку, прямо призывает к терроризму и гражданской войне:

После распада СССР у России был шанс признать ответственность за захват, колонизацию и репрессии в отношении коренных народов, чьи территории вошли в состав страны вследствие долгой истории имперской экспансии. Запрос как на эту критику, так и на национальное самоопределение в то время буквально витал в воздухе. Признание Ельциным Чеченской Республики Ичкерия, заявившей о независимости, могло бы и вовсе стать началом процесса сепарации других национальных республик, что вызывало очевидные опасения представителей власти. Привело бы это к фактической федерализации страны (несколько неожиданное определение для распада России - прим. авт.) или осталось уникальным прецедентом, мы уже никогда не узнаем. Однако шанс на деколонизацию страны и демократизацию в 1991 году был упущен, а вместо отказа от колониальной политики был взят курс на ее продолжение.

Еще до начала Первой Чеченской кампании в Ичкерии возникли практики сопротивления новой российской власти. Их можно разделить на четыре условных группы: боевые, политические, правовые и этические. Боевое сопротивление предполагало вооруженные столкновения с представителями силовых структур федерального и регионального уровня (после установления кадыровского режима в регионе). Политические требования реализовывались в виде демонстраций, митингов, создания политических объединений и платформ. Сопротивлением в сфере защиты прав житель:ниц Чечни и фиксации их нарушений занимались и занимаются активистские и правозащитные группы, юрист:ки и адвокат:ки, журналист:ки и блогер:ки. Этическое сопротивление, апеллирующее к категориям справедливости, достоинства, признания преступлений и права на горевание по их жертвам, включает в себя сохранение памяти о событиях в Чечне, сбор устных свидетельств людей, переживших войну и репрессии, и свидетельств членов их семей.

…Для народов, чьи земли были оккупированы и колонизированы, чья история и культура стираются, а земли и ресурсы выкачиваются Москвой, чеченское сопротивление - пример стойкости и возможных политических решений, самым радикальным из которых может быть сепаратизм и создание автономных политических субъектов. Для этнических русских и тех, чья этническая идентичность сложна или предана забвению, это прежде всего вопрос о готовности признать колониальное насилие как неотъемлемую часть внутренней политики России.

Таким образом, кровавый вооруженный конфликт, по сути, гражданская война, стороной которого в первую чеченскую выступали национал-сепаратисты, а во вторую - радикальные исламисты, в изложении некой Юлдашевой стал «боевой практикой сопротивления», с которой можно и нужно брать пример. Подобные заявления не просто безответственны - они откровенно глупы и неприемлемы в любом здоровом обществе. Успокаивает лишь то, что примерять на себя трагический чеченский опыт никто из современных национал-сепаратистских движений, даже самых «отмороженных», как будто не собирается. Или находятся и такие?.. Об этом - в нашем следующем материале о стремительной радикализации определенной - и не так уж малой - части российских национал-сепаратистов.

Карта на главной странице сайта: «деколонизаторы» не скрывают, что их цель - развал России

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Яна
 
Амелина
11 марта, 13:48