«Цифровая гигиена» без зачистки деструктивного контента?

01 июня, 16:03

 

Модная тема «цифровой гигиены» плотно вошла в нашу жизнь. Сегодня, в Международный день защиты детей, на площадке проекта «Урок цифры» прошел открытый Урок по кибербезопасности, целью которого было напомнить о правилах безопасного поведения детей в интернете. Его организаторами выступили министерство просвещения, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, организация «Цифровая экономика» и ведущие технологические компании, такие как «Яндекс», Mail.ru, Сбербанк и «Лаборатория Касперского».

К сожалению, огромная проблема кибербезопасности детей и подростков оказалась сведена исключительно к технической составляющей. Борьба с деструктивным контентом - как и само его наличие - не только не обсуждалось, но вообще не упоминалось.

Чтобы гарантированно обезопасить детей, заместитель министра просвещения Татьяна Васильева советовала родителям обращаться к «проверенному и безопасному» каталогу образовательных ресурсов Российской электронной школы или разделу «Цифровая среда» портала «Растим детей» (на наш взгляд, очень слабому).

Замминистра цифрового развития Алексей Волин напомнил, что именно родители несут основную ответственность за воспитание своих детей, и перекладывать ее на школу или интернет - «наивно и безответственно» (хотя никто ее, в общем-то, не перекладывает, но все ожидают соработничества семьи, школы и общественных организаций на этом направлении). Он рассказал об итогах подготовленного министерством доклада «Детский Рунет-2019» (под этим термином подразумевается «сегмент Рунета, который объединяет детский контент и его потребителей не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья, где проживает русскоязычное население», то есть эдакое детское цифровое гетто).

Как отмечается на сайте минцифразвития, в прошлом году аудитория сайтов, специализирующихся на детском контенте, выросла на 6% и составила 26 млн. человек. Количество потребителей детского контента на платформах, включая социальные сети и видеохостинги, увеличилось на 9,7% и составило 45 млн. человек. При этом совокупная аудитория детского контента в Рунете (дети и родители в России и за рубежом) по итогам 2019 года составила 59,3 млн. человек, увеличившись за год на 12%.

О том, что смотрят дети, когда остаются одни, и сколько таких детей, не было сказано ни слова. Между тем, одной из основных тенденций последнего года является существенное омоложение контингента деструктивных сообществ в социальной сети вКонтакте, все большее вовлечение в их деятельность подростков младшего возраста и детей. Другая заметная тенденция - ярко выраженный рост количества и численности подписчиков подобных пабликов, причем учителя и родители обычно не имеют о них ни малейшего понятия.

Исследование неожиданно выявило, что и дети, и взрослые достаточно четко осознают угрозы киберпространства: 79% родителей против 20% следят за тем, что их дети делают в Интернете и лишь 1% затруднились ответить на этот вопрос. Однако, даже если эти цифры не завышены (что представляется весьма сомнительным), «следить» за тем, что делают дети, вовсе не означает понимать, чем они заняты на самом деле.

Опыт автора этих строк, третий год проводящего практические семинары по деструктивному влиянию соцсетей на молодежь и несовершеннолетних для педагогов, родительской общественности и правоохранительных органов, показывает, что большинство участников таких мероприятий не осознает и пятой части угроз, встающих в интернете и особенно соцсетях перед среднестатистическим школьником. А ведь на семинары приходят в основном профессионалы! Что говорить об обычных родителях, даже не слышавших о существовании, в частности, разветвленной сети общедоступных пабликов, героизирующих маньяков и серийных убийц, пропагандирующих шок-контент и психические расстройства?.. Какой шок испытывают люди, осознавая, что в подобных сообществах состоят их дети?..

Вот и Алексей Волин назвал в числе киберугроз проблемы порнографии, наркотиков, опасных знакомств, жестокости и травли. Другие участники обсуждения добавили кибермошенничество и т.п. Разумеется, оградить от этого детей - крайне важно. Но не менее важно понимать, что эти хорошо знакомые и привычные нам угрозы - лишь верхняя часть айсберга кибербезумия, подводная часть которого включает «колумбайны», оправдание терроризма, призывы к суициду, убийству детей и женщин, «выходу на джихад» против нынешней системы государственного устройства и т.д., и т.п.

При этом, полагает замминистра, «уровень детей (в плане владения интернетом - прим.) значительно выше, чем взрослых, которые пытаются их учить или контролировать». Уровень большинства предлагаемых школам в открытом доступе уроков по основам информационной безопасности, к сожалению, подтверждает эту мысль. Особенно если выразить ее несколько иначе: не так высок уровень детей, как низок уровень взрослых.

Последним не следует надеяться исключительно на технику, заметил Алексей Волин, говоря о системах родительского контроля (по мнению пользователей, далеко не идеальных). По его словам, «нужно с детьми общаться и разговаривать, понимать, что детей интересует, с кем они общаются, что смотрят в интернете, необходимо воспитывать медиаграмотность». Генеральный директор «Яндекса» Елена Бунина добавила, что обучение основам информационной безопасности должно стать частью школьной программы, например, в курсе ОБЖ. Все участники обсуждения отмечали, что учителя и родители должны повышать собственный уровень знаний в области интернет-технологий.

Разумеется, все это нужные и действенные меры - но почему одновременно не поднимается тема очищения соцсетей и интернета в целом от деструктивного контента? Детям и взрослым фактически предлагается существовать на цифровой помойке, где полезные и безопасные сайты и сообщества соседствуют с опасными и вредными буквально бок о бок.

Удержать несовершеннолетних в рамках какого-то «детского Рунета» в этих условиях невозможно. И пока детей учат «созданию надежных паролей» (что крайне необходимо, но является лишь самым первым шагом на пути обеспечения безопасности в интернете), они активно пополняют ряды деструктивных сообществ как агрессивного, так и суицидального направления.

Просто потому, что взрослые дают им такую возможность.

Яна
 
Амелина
01 июня, 16:03