Что скрывается за критикой Битарова? (1)
К вопросу о стратегии Вячеслава Битарова и правящей элиты Республики Северная Осетия-Алания
На протяжении месяца в СМИ активно обсуждают возможную отставку ряда глав регионов, среди которых был назван и руководитель Республики Северная-Алания Вячеслав Битаров. Отчасти эта информация подтвердилась – руководители некоторых регионов подали в отставку. Необходимо отметить, что ряд североосетинских оппозиционных журналистов и СМИ подхватили информацию о возможной отставке Главы РСО-Алания и разразились критикой в его адрес. В качестве фактов приводились аргументы о росте количества недовольных властью, «авторитарным стилем правления В. Битарова» и мн. др. Надо сказать, вскоре слухи о предстоящей отставке были поставлены под сомнение рядом экспертов. В частности, вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов заявил: «Мы сейчас наблюдаем, какие губернаторы уходят в отставку: в основном это губернаторы, которые занимают свои посты давно, достаточно пожилого возраста и без отчетливой поддержки каких-то федеральных структур. Руководитель Северной Осетии в эту категорию не попадает».
Критика В. Битарова стала неожиданной еще и в связи с тем, что не так давно его деятельность характеризовалась как весьма успешная. Так, полпред Президента России в СКФО Олег Белавенцев во время своего визита в Северную Осетию 20 июля 2017 года, заявил В. Битарову: «Результаты вашей деятельности в 2016 году вызывают уважение и одобрение. Вы дополнительно добрали 2 млрд. и снизили зависимость федерального центра практически на 7%. Если в 2015 году дотационность составляла порядка 56%, то в прошлом году – уже 47%. Это свидетельство качественной работы вашего правительства. Так держать».
Безусловно, участившаяся критика в адрес руководителя республики и слухи о возможной отставке являются поводом для того, чтобы дать объективную оценку деятельности Главе и Правительству республики. Представляет интерес исследование вопроса о том, насколько справедлива и обоснована критика руководителя региона и действующей республиканской власти в целом? Какова степень эффективности В. Битарова и сформированного им высшего регионального органа исполнительной власти? Правильный ли вектор развития они избрали? Ответ на поставленные вопросы позволит проверить обоснованность критики оппозиции в адрес руководителя республики и появившихся в СМИ слухов относительно его возможной отставки.
Прежде чем перейти к ответу на поставленные вопросы, целесообразно вкратце охарактеризовать ситуацию, которая сложилась в республике до прихода к власти В. Битарова. Важно учитывать при анализе текущей ситуации, что действующая власть приняла республику с большим количеством проблем в социально-экономической сфере. Практически все производство, начиная с 90-х гг., было разрушено.
«Уже в послевоенные годы в республике размещали заводы, фабрики, чтобы загрузить работой население, и в Осетии образовался кластер, как сейчас принято говорить, военной промышленности: около 14 заводов военно-промышленного комплекса, которые в 90-е годы практически остановили свою работу. А ведь на них около 40 тысяч человек работало. Для нашей маленькой республики это большое количество рабочих мест. Остались без работы высококвалифицированные инженеры и другие представители промышленности. Конечно, это потянуло за собой целый ворох проблем - и образование, и кадры, которые выпускались под производство: горные инженеры и так далее. И вот они уже в республике не востребованы. Вся цепочка нарушена. Промышленность республики была практически остановлена. Сейчас нам надо всё делать, чтобы её восстановить», - заявил В. Битаров в ходе встречи с известным общественным и политически деятелем А. Прохановым. Фактически, кроме алкогольной промышленности, при прежнем руководстве республики ничего не было создано. Надо сказать, огромные сверхприбыли от этой промышленности могли стать локомотивом развития всей экономики региона. Однако ни бизнесмены, ни политики не пожелали развивать производство в Северной Осетии.
В настоящее время Глава Северной Осетии поставил цель - восстановить алкогольную промышленность республики. Он же заставил платить налоги продолжающие работать предприятия алкогольной отрасли, за счет чего существенно выросла пополняемость бюджета республики. Уже в этом году на встрече с Президентом России В. Путиным В. Битаров констатировал, что доходы республики за 2016 год выросли на четверть, что позволило стабилизировать бюджет. «Республика стала лидером среди российских регионов по динамике роста доходов от акцизов на крепкий алкоголь по итогам прошлого года – в первую очередь за счет вывода из тени его производства и оборота. Всего за год было собрано около 2 млрд. рублей акцизов – в девять раз больше по сравнению с 2015 годом, – что позволило профинансировать ряд мероприятий в социальной сфере и сфере капитального строительства. За счет увеличения сбора акцизов Северная Осетия смогла войти в число регионов России, которые наиболее быстро наращивали собственные доходы в прошлом году (+7,9%)», - пишет журналист Ф. Громыко.
Разрушение предприятий, ориентированных на военно-промышленный комплекс, на которых были заняты десятки тысяч людей, могло быть компенсировано созданием новых производств. Для этого требовалось привлечение инвестиций. Однако, как показала жизнь, в регионе отсутствовали достаточные условия для привлечения инвестиций. Это было связано во многом, по мнению ряда экспертов и В. Битарова, с коррумпированностью чиновников, требовавших так называемые «откаты» у потенциальных инвесторов. Именно коррумпированность чиновников, характерная в той или иной степени для многих субъектов России и уровней власти, по мнению ряда авторитетных экспертов, в значительной степени тормозила социально-экономическое развитие республики. «Все ужасы появились на территории РСО-А с 1998 по 2015 гг.: коррупция и хищения госсобственности выросли до небывалых размеров. Но в осетинских мифологических рассказах ужасы закаляют людей, а требования решения данной проблемы народ возлагает на Главу РСО-А В.З. Битарова», - пишет доктор социологических наук, член Российской академии социологических наук и Американской социологической ассоциации Х.В. Дзуцев. По его мнению, те же самые коррупционеры-чиновники со сменой республиканской власти превратились в оппозицию. «Коррупционеры никогда не жалеют, что они ограбили свой народ. У них претензии к власти, и они становятся врагами политической системы государства не потому, что они украли много денег, но из-за того, что они оказались за бортом бывшей для них власти. Хотя общество говорит им, что у них нет шанса вернуться к власти, они с этим не соглашаются». Не эти ли бывшие бюрократы, преследующие узкогрупповые политические и коммерческие интересы, стоят за теми журналистами, которые не упускают возможности покритиковать В. Битарова и действующее Правительство РСО-Алания?
Позиция руководителя республики относительно необходимости привлечения инвестиций и борьбы с коррупцией принципиально отличается. «Всех членов правительства сразу предупредил - кто не будет поддерживать бизнес и тех инвесторов, которые приходят в республику, должны покидать свои рабочие места. И если я как руководитель республики не справлюсь со своими обязательствами, не выполню задачу, поставленную президентом России, то, конечно же, должен быть готов к тому, чтобы спокойно покинуть свою должность», - заявил В. Битаров. При Главе республики создана Комиссия по противодействию коррупции, разработаны программы и планы мероприятий, направленные на предупреждение этого явления среди представителей власти. Кроме того, за последние два года по фактам хищения государственной собственности возбуждено 17 уголовных дел. Обвинения в совершении преступлений коррупционной направленности предъявлены и ряду бывших чиновников.
Если действующему североосетинскому правящему классу удастся привлечь инвестиции и создать новые производства, то Северная Осетия в значительной степени будет застрахована от общероссийской кризисной ситуации в экономике, будет менее зависима от поддержки федерального центра. В настоящее время ряд регионов России (Белгородская область, Калужская область, Республика Татарстан и некоторые др.), в которых было развито производство, привлекались инвестиции, относительно успешно развиваются, несмотря на спад в экономике России. В. Битаровым и Правительством республики изучается опыт этих субъектов РФ.
Другой возможностью для развития республики было обращение руководства республики за дополнительной поддержкой к федеральному центру. Однако и здесь наблюдалось бездействие предыдущих властей республики. Их позиция в отношениях с Москвой, которую вкратце можно охарактеризовать, как «у нас все есть» и «у нас все хорошо», в условиях, мягко говоря, не самой лучшей социально-экономической ситуации в республике, не лучшим образом отражалась на обществе, настроениях людей, являлась почвой для роста недовольства властью. «При Таймуразе Мамсурове, который возглавлял Северную Осетию на протяжении десяти лет, а ныне представляет ее в Совете федерации, власти республики исповедовали своеобразную версию северокорейской идеологии «чучхе» – опираться в решении всех проблем главным образом на собственные силы. Одним из самых очевидных последствий их подхода стало то, что за эти годы в Северной Осетии не было реализовано фактически ни одного прецедентного для всего СКФО инвестпроекта», - пишет журналист Ф. Громыко. Необходимо отметить, в результате рассмотренных выше подходов властей, предшествовавших Т. Агузарову и В. Битарову, к решению проблем республики, экономика деградировала.
Рассмотренная выше удручающая социально-экономическая картина негативно отражается на показателях рождаемости и смертности, преступности и др. Особенно отрицательно нехватка рабочих мест сказывалась и сказывается на молодежи, значительная часть которой не видит перспектив в республике для трудоустройства, приобретения жилья и как следствие создания семей, ищет возможности для выезда за пределы республики в поисках работы и доходов. При подобной экономической ситуации сужаются возможности и для бизнеса, который не может выжить в условиях отсутствия покупательной способности у граждан.
Необходимо констатировать, власти республики до прихода Т. Агузарова и В. Битарова фактически жили одним днем, не пытались заглянуть на 5-10 лет вперед. В результате в настоящее время большинство предприятий, производивших алкогольную продукцию, закрыто, а реальная альтернатива в виде создания иных производств осталась нереализованной. Сложившаяся в республике структура экономики не способствовала ее самоорганизации и саморазвитию, ставила в беззащитное положение в условиях кризиса российской экономики. Фактически в сравнительно благоприятных условиях шанс на укрепление социально-экономической ситуации был упущен. Судя по всему, у политического и бизнес-сообщества не было либо интереса, либо политической воли, либо профессионализма (а возможно, и всей совокупности указанных качеств) для прогрессивного развития республики.
Окончание следует