Что читать летом (и круглый год)? Советы мирян (1)

19 августа, 09:10

 

Лета осталось всего две недели, но время для чтения еще есть. И хотя наши западные коллеги настоятельно рекомендуют перечитать классическое произведение Барбары Такман «Августовские пушки» о цепи трагических событий, приведших к Первой мировой войне, Кавказский геополитический клуб предлагает несколько иной список обязательного к прочтению. Впрочем, эти книги можно (и нужно) читать круглый год. Что из духовной и мирской литературы необходимо открыть всем делающие первые (и уже далеко не первые) шаги в церкви и интересующимся духовной жизнью в целом? Классики и современники: рекомендации мирян. С советами священников можно ознакомиться здесь.

Шота Апхаидзе, политолог (Тбилиси):

- Мой самый любимый православный богослов - архимандрит Иустин Попович. Отец Иустин - великий подвижник и духовный писатель. Он прошел через все ужасы XX века. Балканы, где он родился и жил, были одной из самих неспокойных и горячих точек мира. Особенные трудности испытывали на Балканах православные Сербии. Сам этнический серб, архимандрит своими глазами видел Первую мировую воину, в которой лично принимал участие, а потом и Вторую. Жил и служил Богу при коммунистическом вожде Югославии Тито, который был атеистом и в Югославии создал богоборческую политическую систему. Фактически Тито к православной церкви относился так же, как и большевики в СССР.

Сложившая обстановка активизировала Поповича на долго вынашиваемое решение принять монашеский постриг. В работах архимандрита передается вся проблематика современного мира и человечества. Он с болью пишет, как современные православные слабы перед вызовами модернистского мира и продаются за блага материального мира. Для нас (далеко не только на Балканах!) очень актуальны такие слова отца Иустина: «Сектанты направили своих агентов на Балканы, чтобы своими окаянными деньгами и бесплатными книгами покупать наши души. Не продались мы туркам, неужели продадимся американским лавочникам? Не в нашем обычае продавать веру за похлебку. Мы больше тысячи лет идем по жизни с православной верой, мы пролили за нее кровь: она даровала нам дух. Наши святые живы и поныне являют себя в многочисленных знамениях и чудесах. Подобно тому, как сила электричества струится по проводам, так и сила Божия струится к нам через святых Его. То Родитель желает прославить детей Своих и являет силу Свою через них. Силу и помощь угодников Божиих почувствовали не только мы, христиане, но и наши балканские мусульмане. Мусульмане признают силу нашей веры, но не признают нашу силу веры. Апостол Павел пишет Тимофею, что, имея облик благочестия, от веры отступили. И советует Тимофею: от сих уклоняйся (2 Тим.3, 5). Мы же держались и держимся Книги, то есть Священного Писания, и силы, то есть знамений и чудес Божиих, через святых, иконы, Крест, молитвы и Причастие явленных…»

Эти сказано в адрес наших современников - западников и либералов, разных НПО, которые финансируются западными фондами и служат их интересам. А многие, не мешая этому процессу своим бездействием, наносят немалый вред своему народу, вере и отечеству! Печальный факт – раньше наши предки жизнь отдавали за веру, а мы так слабы душой, что сами продаемся добровольно. Думаю, пора задуматься над словами святого Иустина, усвоить их и следовать за его проповедью, пока еще не поздно.

Виктория Аракелова, востоковед, религиовед (Ереван):

- Из духовной литературы, одно из самых замечательных произведений - «Послание к Диогнету» - краткий раннехристианский апологетический трактат, особая ценность которого, помимо совершенства формы, стиля и языка, в том, что он четко формулирует суть и ценность христианской веры и жизни христианина, указывает на парадоксальность бытия христиан в мире. Я его очень люблю.

Особенно потрясающе передана парадоксальность жизни христианина с точки зрения нехристианской. Разве не прекрасная иллюстрация: «Обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую [1]. Они во плоти, но живут не по плоти (См. 2 Кор. 10, 3; Рим. 8, 12). Находятся на земле, но суть граждане небесные (см. Фил. 3, 18-20). Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют (см. 2 Кор. 6, 9-10). Бесчестят их, но они тем прославляются (1 Кор. 4, 10); клевещут на них, и они оказываются праведны; злословят, и они благословляют (1 Кор. 4, 12); их оскорбляют, а они воздают почтением; они делают добро, но их наказывают, как злодеев; будучи наказываемы, радуются (2 Кор. 6, 10), как будто им давали жизнь. Иудеи вооружаются против них как против иноплеменников, и эллины преследуют их, но враги их не могут сказать, за что их ненавидят... Словом сказать: что в теле душа, то в мир христиане». I-II век - совсем раннехристианская и уже такая оформленная мысль. Невероятно!..

Из обычной литературы трудно что-то выделить, но на меня лично, как на религиоведа, большое впечатление в свое время произвели труды Мирчи Элиаде, особенно его «Священное и мирское» и «Миф о вечном возвращении». Они прекрасно иллюстрируют, что мир человека (не зависимо от религиозной принадлежности) наполнен религиозным содержанием - вполне реальным, а не мнимым, иллюзорным... Прекрасны и художественные произведения Элиадэ - будь то на индийском, румынском или ином материале.

Аркадий Бейненсон, шеф-редактор московского бюро портала «Русское поле» (Москва):

- Скажу, наверное, вещь, кого-то могущую покоробить: для меня разделение литературы на мирскую и духовную - весьма условно. Литература, в конце концов, делится на плохую и хорошую, и думаю, мало кто будет спорить, что лучшие религиозные труды написаны великолепным языком, а высшим мерилом литературы светской (по крайней мере, для меня) является ее корреляция с христианскими ценностями.

Именно поэтому на меня еще на первом курсе института произвела сильнейшее впечатление книга Майкла Муркока «Се человек» - фантастическая история студента, попавшего во времена Христа и, после некоторых событий, понявшего, что у него нет иного выбора, кроме как самому стать Христом. Опять же, кому-то подобного рода фабула может показаться кощунственной, однако, уверен, вопрос «А смог бы я поверить свою жизнь смертью ради того, чтобы спасти и спастись?» - один из главных вопросов, которым многие из нас, православных христиан, задаются.

А вот корпус творчества Варлама Шаламова лично для меня трудно «разьять» на отдельные тексты. Вопрос необходимости нравственного выбора в условиях, когда для нравственности нет места от слова «совсем», ставится, наверное, в каждом его прозаическом произведении. Однако рассказ «Крест», в котором слепой священник вынужден, чтобы спасти семью от голодной смерти, разрубить на части и продать золотой крест, стоит, на мой взгляд, в творчестве писателя особняком. И то, что прототипом главного героя рассказа стал отец Шаламова, и вопрос «Разве в этом Бог?», которым задается он, делает «Крест» произведением, приближающимся для меня по своей силе к наиболее пронзительным библейским сюжетам.

Что касается литературы религиозной, то… Не думаю, что нужно объяснять, почему Ветхий и Новый заветы – наиболее важные книги. Скажу только - день (а я его помню очень хорошо), когда я понял, что фраза «В Библии есть ответы на все вопросы» - вовсе не метафора, стал одним из главных в моей жизни.

Валерий Богатов, журналист, телевизионный режиссер (Москва):

- Для людей, которые только начинают воцерковляться, выбор православной литературы составляет серьезную проблему. В православном мире они еще не научились ориентироваться, а первые духовные книги закладывают понимание веры, которое может остаться на всю жизнь. И тем обиднее, если это понимание окажется не полным или  искаженным.

В этом вопросе логично положиться на опытных миссионеров, таких, как, например, дьякон Андрей Кураев. В своей книге «Перестройка в Церковь» он пишет, что для христианина, ищущего для себя духовного учителя в море православной литературы, лучше всего выбрать того, кто бы соответствовал его социальному статусу, уровню образования и профессии. Это значит, что человеку с двумя высшими образованиями и десятками курсов повышения квалификации за плечами неправильно выбирать учителями древних монахов-аскетов. А человеку, ведущему активный образ жизни и зарабатывающему деньги, странно было бы пытаться уподобиться пещерным затворникам.

Среди духовных учителей прошлого - предостаточно образованнейших людей своего времени. И далеко не все святые провели свою жизнь, затворившись в уединенной аскезе. Поэтому и взгляд на то, как нужно вести свою духовную и мирскую жизнь, у них нередко отличался. Мир православия слишком многогранен. Так что лично я предостерег бы от того, что бы начинать изучать Православие, окунаясь в чтение святых отцов. Лучше взять современных проповедников, или хотя бы недавнего прошлого.

Из современных, на мой взгляд, лучшим является Андрей Кураев. Логичнее всего начать с его книги «Дары и Анафемы», так как в ней он наглядно объясняет отличие православия от других религий. Ответы на многие распространенные вопросы или значение непонятных слов всегда можно посмотреть на таких электронных ресурсах, как «Азбука Веры».

Тем, кто хочет понять, как смотрит на мир православный человек, как он мыслит и чем руководствуется при принятии решений в сложных ситуациях, я бы порекомендовал книгу отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Книга художественная, но что такое «внутренний мир христианина», в ней показано очень точно. После прочтения возникает желание возрастать в вере, лично посмотреть все описанные храмы и монастыри, погрузиться в этот мир.

Еще среди современников лично мне нравятся книги с проповедями другого столичного священника – Алексия Уминского, за теплоту и простоту, с которой они написаны. В его проповедях чувствуется искренняя любовь, забота о своих прихожанах, чуткое внимание к тому, что сегодня волнует людей в повседневной жизни. Поэтому люди, только начинающие свой путь к Богу, смогут найти для себя в этих проповедях ответы на многие вопросы. 

Римма Валиева, прихожанка церкви Святых Константина и Елены (Цхинвал):

- Во-первых, очень рекомендую книгу Серафима Роуза «Православие и религия будущего», помогающая, чтобы уберечь христианина от поисков «новой истины» и уверенно идти по тому пути, который он избрал. Во-вторых, все книги Антония Сурожского - они помогают правильно построить жизнь во Христе. И третье - это жития святых. Святые - это не бесплотные существа, а такие же люди, как и мы, и каждый христианин найдет святого, который будет его спутником и помощником на нелегком пути христианской жизни.

Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»:

- Для православного человека важно знакомство с книгами, которые можно назвать духовной классикой православной веры. Это «Добротолюбие» (есть адаптированное издание для мирян), «Лествица», труды таких отцов или о таких отцах Русской православной церкви, как Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Феофан Затворник, авва Дорофей.

Православие – это не только литургическое правило. Православие – это глубокая философия, психология и теология в одном лице. Найти ответы на мучительные вопросы, соответствующие глубине познаний вопрошающего, в нем может каждый, будь  то продвинутый интеллектуал или неискушённый в богословских тонкостях мирянин. 

Православие учит нас мыслить в совершенно других временных категориях, в категориях вечности, а не бренности. Поэтому есть то, что мы понимаем под линейным физическим, историческим временем, и то, что принято называть цикличным, литургическим временем.

Современный книжный рынок, к сожалению, заполонило дешёвое чтиво в жанре «жёлтой прессы», но оформленной уже в романы-«однодневки». Такая «литература» калечит нравственный вкус читателя, низводит его мысли до уровня желудка и того, что ниже пояса. Эта «литература» грубо материалистична, и рассуждения её персонажей о каких-то чувствах тоже остаются в рамках по-простецки грубого материализма.

Культура должна не столько отображать реальность, сколько давать обывателю морально-нравственные ориентиры, которые возвышают человеческую душу, а не низводят её до адовых низин.

«Почему, когда при столкновении с головой хорошей книги раздаётся глухой звук, виновата всегда книга?», - вопрошал Шопенгауэр. Если массовый вкус будет ориентирован на простецкие телесериалы и романчики, в нашем обществе будет всё больше таких голов, которые издают пустой звук при столкновении с глубокими истинами.

Окончание следует

Фото на главной странице сайта

  19 августа, 09:10