«Черкесский вопрос» и турецкий кризис

ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС НА ФОНЕ УХУДШЕНИЯ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Ухудшение российско-турецких отношений не осталось незамеченным теми силами, которые старается столкнуть лбами русских и черкесов. Вину за негативные изменения в отношении двух стран эти силы возлагают на Россию. Вполне предсказуемо.
В ответ на уничтожение турками российского Су-24 и убийства пилота подконтрольными Анкаре туркоманами, Россия вводит визовый режим с Турцией с 1 января 2016 г.
Это было тут же обыграно сторонниками русско-черкесской вражды. По их мнению, раз в Турции проживает многочисленная черкесская диаспора, которая зондирует почву на предмет репатриации на историческую родину и поддерживает, в силу возможностей, культурные связи с российскими соплеменниками (на уровне общественных организаций и курсов изучения родного языка), значит, введением визового режима Москва целенаправленно бьет по интересам черкесского народа.
Далее: российские санкции против Турции ударят по бизнесу турецких черкесов на Кавказе, что приведёт к разрыву экономических связей между диаспорой и её исторической родиной.
Выводы более чем упрощенные, и главное здесь, что с Турции снимается вообще любая ответственность за происходящее: виновата Россия, и точка. Интересы хоть и многочисленной, но все-таки ограниченной группы людей (черкесская диаспора) искусственно поднимают на уровень межгосударственных российско-турецких отношений, ставя между ними знак равенства.
При всем уважении к пожеланиям черкесских мухаджиров отмечу, что любое государство отдает приоритет более масштабным геополитическим интересам, чем интересы отдельной группы населения. Россия не исключение, и введением визового режима с Турцией она меньше всего целилась в черкесов.
Среди других претензий к России - сокращение размера стипендий черкесским студентам из Турции, приостановление некоторыми кавказскими вузами сотрудничества с турецкими коллегами, отказ российского руководства выполнить требования зарубежных черкесов.
Но эти выполнить эти требования в полном объеме просто невозможно. Начнём с первого из них: разрешить беспрепятственный переезд зарубежных черкесов на Кавказ. Многие республики российского Кавказа - дотационны, имеют высокий уровень безработицы. Приезд сотен тысяч иностранцев привёл бы к социальному взрыву. Зарубежные благодетели черкесов предлагали России, ни много ни мало, пойти по пути, по которому пошёл Евросоюз, принявший тысячи мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки.
Во что это вылилось, мы видим. То, что сегодня происходит в городах Германии, Франции и Греции, происходило бы на улицах российских городов. Всплеск античеркесских настроений был бы неизбежен.
Но подстрекателям это и нужно - удобный повод, слегка изменив мелодию, запеть ту же песню: «Россия не в состоянии обеспечить прибывших черкесов, Россия - ксенофобская страна». Рецепты протурецких, проамериканских и проевропейских черкесских активистов на тему «Как действовать России в черкесском вопросе» -это замкнутый круг, когда из одной проблемы будет возникать следующая, и, подпитывая друг друга, они будут переходить в хроническую фазу.
Подобные же рецепты заокеанские шептуны и их ставленники втолковывали молдаванам, чеченцам, украинцам. Итоги: война в Приднестровье, война в Чечне, война на Донбассе.
Неправомерно также представлять Российскую империю исчадием ада, а Оттоманскую Порту - ангельским творением. Думается, турецкие архивы могли бы открыть много интересного о черкесской политике Порты, только вряд ли Анкару и русофобскую часть черкесской диаспоры интересует научная истина.
Черкесское общество оказалось в ситуации, когда зарубежные игроки пытаются монополизировать черкесский историко-патриотический дискурс.
Почему черкесы на Кавказе так долго не высказывали таких пронзительно-агрессивных претензий к России за события позапрошлого века? Они помнили события Кавказской войны, но не перетолковывали их в политических категориях.
Боялись? Вряд ли. Видимо, в советское время в черкесском обществе не было спроса на идеологию вражды и мести. Механизм передачи исторической памяти действовал вертикально, от старшего поколения к младшему.
Сегодня этот механизм действует горизонтально, когда из-за угла и далеких земель появляются те, кто претендует на право инициировать иной, более радикальный идеологический дискурс, выдавая его за единственно верный.
Фото на главной странице: демонстрация турецких черкесов с требованием признания т.н. "геноцида черкесов".