«Черкесская полития»: тезисы и антитезисы

05 апреля, 15:05

 

Черкесские общественные деятели Аскер Сохт и Александр Охтов - о «Черкесской политии» и «черкесском паспорте»

От редакции: В сентябре 2015 г. проживающий в США черкесский активист Андзор Кабард объявил о создании новой общественной организации - «Черкесская полития» (ЧП), штаб-квартира которой разместится в Лондоне.

Андзор Кабард. Фото

Рассуждая о задачах этой структуры, Кабард назвал ее «центром кристаллизации черкесской транснации, под крышей которого будут формироваться прочие черкесские транснациональные институты -  политические, образовательные, лоббистские и пр.». «Мы не собираемся больше ни у кого ничего просить - мы собираемся бороться за свое место под солнцем всеми законными методами, - пояснил он. -  …Мы создаем черкесскую структуру, ориентированную на обслуживание сугубо черкесских нужд, связанных с выживанием и развитием нашего народа, обеспечением предпосылок для достойной жизни наших людей в любой точке планеты, где образуется более или менее представительная черкесская община, подключенная к нашей сети».

Он отверг предположение о том, что ЧП является альтернативой Международной черкесской ассоциации (МЧА, крупнейшая организация, объединяющая российских и зарубежных черкесов): «У нас разный формат, разные миссии и даже, я бы сказал, разная национальность. …МЧА не скрывает, что является аффилированным с властями и спецслужбами агентством-проводником российской государственной политики в черкесской диаспоре. Она давно не имеет никакого отношения к черкесскому движению, несмотря на название. У нас нет ничего общего. Мы не видим себя альтернативой ни для какой российской государственной или окологосударственной структуры. Просто это не наш рынок».

О политических взглядах инициаторов создания ЧП свидетельствует, в частности, следующая цитата: «Мы экспериментально доказали невозможность конструктивного диалога с Москвой по этому вопросу (репатриации в РФ сирийских черкесов - прим.). Поэтому репатриация более не стоит на повестке дня и, кстати, вместе с черкесской надеждой на нее Москва утратила важнейший рычаг воздействия на нашу диаспору. К тому же, Россия - отнюдь не лучшее предложение на рынке стран по качеству жизни. Мягко скажем: человеку, которого война лишила крова и заставила эмигрировать, лучше уж подбирать что-нибудь из стран поприличнее - это разумно. Сейчас мы работаем над эвакуацией на Запад черкесских беженцев из Сирии».

Другая цитата из Андзора Кабарда: «Четыре раза сменилось название государства  (России – прим.), но черкесская политика у нее не менялась никогда. Поэтому то, что говорит сегодня Россия, по большому счету уже мало волнует людей, которые живут за ее пределами. Никто уже не рассчитывает на репатриацию в Россию, и создаваемые на сегодняшний день новые черкесские транснациональные структуры, которые рассчитаны на диаспору, никаким образом не ориентированы на Россию, на ее мнение и на что-либо в этом роде».

Действительно, ориентированы они на иные центры силы. Учредительный съезд ЧП должен состояться в Лондоне нынешней весной. Это, конечно, далеко не случайно. О связи ряда радикальных черкесских активистов с иностранными спецслужбами можно прочитать в докладе Российского института стратегических исследований «Черкесский вопрос» и внешний фактор», изданном в 2012 г. При этом Кабард сообщает, что ЧП - «это чисто наши разработки, которые были начаты еще с Альбертом Кажаровым (покойным) в январе 2013 года, когда мы договорились основать новую черкесскую организацию в Лондоне, в чем-то калькированную с сионистской организации». Он же говорит о Турции как об «основном рынке сбыта нашей продукции». Использование всей этой терминологии не может вызвать ничего, кроме недоумения.

Показательно, наконец, что радетель за «права черкесов» Андзор Кабард сам признается, что недостаточно владеет родным языком.

Единственной «конкретной» инициативой ЧП на сегодняшний день является идея т.н. «черкесских паспортов». «Это взялось оттуда же, откуда пытались разыграть черкесскую карту во время Олимпиады, - комментирует президент МЧА Хаути Сохроков. - Мне бы хотелось верить, что эти люди (которые поддерживают такие идеи - прим.) соглашаются с провокациями из-за какого-то недопонимания, а не из-за прямой заинтересованности. …Людям не стыдно играть на национальных чувствах, а мне это кажется наиболее позорным и бесчестным занятием. Вы знаете, к нам никогда не обращались ни авторы этого проекта паспортов, ни распространители этой идеи. Как вы думаете, почему?».

При этом Андзор Кабард и Хаути Сохроков на просьбу дать интервью не отреагировали.  

***

Председатель общественной организации Адыга Хасэ Краснодарского края Аскер Сохт: «Меня не интересуют виртуальные политические проекты, тем более очевидно обреченные»

Аскер Сохт

- Как Вы оцениваете идею распространения «черкесского паспорта» среди адыгов? Насколько для Вас значим «черкесский паспорт»? Обсуждался ли данный вопрос с активистами Адыга Хасэ Краснодарского края?

- Идею черкесского паспорта я рассматриваю как некую детскую забаву. Эта инициатива стоит в одном ряду с инициативами и призывами к современным черкесам носить черкеску в быту. Очевидно, что такие инициативы в нашем обществе воспринимаются адекватно. Современные черкесы, где бы они ни проживали, на Кавказе или Ближнем Востоке, не готовы с утра приодеться в национальный костюм и выйти на улицу в классической черкеске, с ее боевым наполнением: кинжалом, шашкой, или еще более экзотичным ружьем Ерэджибока.

Так и с черкесским паспортом. Паспорт - это удостоверение личности гражданина, что отражает прямую связь с институтом гражданства. То есть, этим выражается правовая связь гражданина и государства. С этой точки зрения, у современных черкесов (адыгов) есть паспорта и гражданство более чем пятидесяти стран. Более того, черкесы воспринимают себя органичной частью обществ стран проживания. Поэтому идея черкесского паспорта будет восприниматься адыгами как детская забава с символическим содержанием. 

- Вы лично хотели бы иметь «черкесский паспорт»?

 - Повторюсь, черкесский паспорт не является документом. Это символический сувенир. Сувениры я люблю.

- Инициаторы введения этого «паспорта» формируют новую общественную структуру - «Черкесская полития». Насколько Вам интересна идеология проектируемой модели адыгской организации?

 - Я думаю, идеология непродумана. Она не вписывается в современные политические реалии стран проживания черкесов. Не учитывает также и состояние черкесского общества разных государств.

- Есть ли представление, как «Черкесская полития» будет трансформировать заявленную миссию и задачи?

 - Я не занимаюсь виртуальными проектами.

- Возможно ли  Ваше участие в мероприятиях «Черкесской политии»?

 - Нет, себя в этом проекте я не вижу. Повторюсь, меня не интересуют виртуальные политические проекты, тем более очевидно обреченные. Сегодня мы являемся свидетелями колоссальной гуманитарной проблемы наших соотечественников в Сирии. Содействие в их социальном обустройстве и интеграции в российское общество на исторической родине для меня является абсолютным приоритетом.

- С какими из действующих организаций Вы сравнили бы «Черкесскую политию»?

 - Честно говоря, мне это больше напоминает тайный «Союз меча и орала» Остапа  Ибрагимовича Бендера.

 

Председатель Национально-культурной автономии адыгов (НКАА, Черкесск) Александр Охтов: «Идея черкесского паспорта позитивна для адыгского народа и для адыгского мира»

Александр Охтов

- Александр Джамурзович, что Вам известно о «Черкесской политии», новой транснациональной организации?

 - Есть у меня информация об этом. Сегодня интернет дает возможность быстро знакомиться со всем по всему свету. 

- Обсуждался ли вопрос сотрудничества с ЧП в Национально-культурной автономии адыгов?

 - Мы каждый день обсуждаем события в черкесском мире. И каждый высказывает своё мнение. Но мы не ставили специально вопрос на заседании Национально-культурной автономии адыгов о «Черкесской политии».

Каждый человек, который только сейчас понял и что-то делает для своего народа, считает себя самым главным общественным деятелем, думает, что только он занимается настоящим делом в пользу своего народа.

В этом плане, Руслан Емыжь, будучи председателем Адыгэ Хасэ Адыгеи, говорил: «Иджы къэушым дыкъыдэушын хуей!» («Мы должны проснуться с каждым, кто только сейчас просыпается»). До нас тоже были люди, у которых рождались  национальные идеи.

На мой взгляд, чем больше организаций, которые создаются на благо народа, тем лучше. Мы сейчас у себя в КЧР создали «Союз черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесской Республики». Одним из учредителей этого Союза является Национально-культурная автономия адыгов. Когда в 2002 г. создавалась НКАА, было очень много противников. В том числе и местное руководство Международной Черкесской Ассоциации, из которой я был исключён, будучи ее генеральным секретарем. Причиной послужило мое выступление на заседании 53-й Сессии Организации непризнанных народов по проблемам черкесов в Женеве, факт постановки черкесского вопроса на уровне Сессии ОНН.

Мы в НКАА не возражаем относительно создания новых черкесских общественных организаций хоть в Лондоне, хоть в Нью-Йорке, и мы не против нашего сотрудничества с существующими. Вопрос о сотрудничестве с черкесскими организациями, или другой организацией, которые могут принести пользу народу, заложен в Уставе нашей организации. Думают ли учредители «Черкесской политии» о сотрудничестве с нами? – нам неизвестно.

- Идеологи проекта «Черкесская полития» предлагают «черкесский паспорт». По Вашему мнению, это заинтересует адыгов (черкессов) Карачаево-Черкессии? Вы хотели бы иметь национальный черкесский паспорт?

 - Идея черкесского паспорта - она позитивна для адыгского народа, и для адыгского мира. Но я просто не могу сказать более глубоко о юридической стороне такого документа, как черкесский паспорт. 

- Насколько актуальна паспортизация адыгов (черкессов) в зарубежных странах и в России в контексте «черкесского вопроса»?

 - Если говорить о паспортизации черкесов, то не должно быть разделения черкесского мира, различия между черкесами России и остального черкесского мира. С моей точки зрения, паспортизация приведет к сближению черкесов всего мира, что очень полезно в статистическом плане, также как и в плане поднятия уровня самосознания всего черкесского мира. Но я повторяю, я глубоко не изучал юридическую сторону идеи черкесского паспорта.

- На решении каких главных задач должны сосредоточится черкесские общественные организации,  по Вашему мнению?

 - Первоочередной задачей любой черкесской организации должно быть сохранение черкесского языка и этнической культуры, нашей духовности, создание единого алфавита для двух литературных черкесских языков: литературного «кабардино-черкесского» и литературного «адыгейского» (кяхского-темиргоевского). Чтобы мы могли читать друг друга и понимать друг друга, главное, не создание одного литературного языка, а создание единого алфавита.

В плане сохранения черкесского языка недостаточно изучения родного языка. На черкесском должны изучаться школьные предметы: математика, химия и другие, и, конечно же, сам черкесский язык как филологический предмет со своими законами. Только тогда может сохраниться язык. Язык может изучать представитель другого этноса, это нормально, но носители адыгского языка должны учиться на этом языке.

- Как Вами оцениваются шансы сирийских черкесов на репатриацию, не массовую, как многим в России представляется, а той части черкессов, что давно и осознанно  хотели бы вернуться на родину предков, остались адыгами, сохранили культуру и родной язык?

 - На Международной научно-практической конференции, которую мы организовали и провели в прошлом году, один репатриант из Турции сказал: «Если к концу Русско-Кавказской войны осталось 200 тысяч черкесов на исторической Родине, то их стало к настоящему времени 800 тысяч человек.

Если учесть, что к окончанию Русско-Кавказской войны из оставшихся в живых было изгнано более 95%, следует, что изгнано около двух миллионов адыгов. Если из оставшихся на Родине 200 тысяч человек к настоящему времени их стало 800 тысяч, то из изгнанных должно быть к настоящему времени 8 миллионов адыгов.

Из восьми миллионов адыгов зарубежья четыре миллиона забыли всё: и язык, и обычаи, они смешались с полиэтнической средой, помнят только, что их далекие предки были адыгами. Таких людей называют «Адыгэ к1уэдыжахэр» (ассимилировавшие адыги – прим.).

Из другой половины  зарубежных адыгов три миллиона не помнят и не знают своего родного языка, но считают себя адыгами. И только один миллион черкесского зарубежья еще помнит свой язык. И нам нужно работать с этим одним миллионом черкесов, чтобы они смогли сохранить родной язык и передать своим детям. Это очень трудная задача».

Психологически готовы вернуться на историческую Родину примерно 5% адыгов.

В свое время я помог получить российские паспорта и гражданство многим сирийским черкесам, не выезжая из Сирии, прямо в консульстве Российской Федерации, не выжидая процедур получения вида на жительство, временного разрешения на проживание в России, и т.д. У себя в Сирии гражданство и заграничный паспорт получали за один день! А по приезде в Россию с этим заграничным паспортом они получали внутрироссийский гражданский паспорт - паспорт гражданина РФ без каких-либо проблем в два-три дня. И это обходилось получающему гражданство и загранпаспорт официально и законно где-то в десять долларов. Я просил многих сирийских черкесов получить таким образом  паспорта. Для этого я готовил официально и законно документы здесь в России, отправлял их в Сирию на имя того человека, на которого я подготовил эти документы. 

Но практически воспользовались полученными с моей помощью паспортами и вернулись на родину, на Кавказ, только единицы.

Небрежное отношение сирийских черкесов  к этому вопросу, их надежда, что «все  будет нормально все время», что в «любое время они смогут получить российские паспорта» и «решить свои вопросы с исторической родиной», длинные рассуждения о том, куда лучше вернуться: в Кабардино-Балкарию, в Карачаево-Черкесия или в Адыгею, бесконечные песнопения о прошлых трагических событиях, беспрестанные сочинения новых песен-плачей (гъыбзэ), вечные жалобы на митингах, в Адыгэ Хасэ, пустые выступления о трагическом прошлом, плюс иногда доходившие до преступления действия наших чиновников в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, занятых или связанных с репатриацией наших соотечественников - затягивали и придерживали возвращение на историческую родину адыгов из Сирии и других стран.

Затем получение паспорта в консульстве Российской Федерации в Сирии начало дорожать: от 10 долларов до тысячи долларов официально. Затем последовал негласный запрет на выдачу российских паспортов черкесам в консульстве РФ. Затем было официальное, на государственном уровне, ужесточение вопроса получения гражданства черкесами. Все это – пути, которые мы прошли.

Но, в любом случае, главенство в решении вопроса о репатриации на историческую родину - это желание самого черкеса, проживающего в той или иной стране. Кроме того, многие черкесы настраивают против нашей Родины черкесов зарубежья, приводя несостоятельные, фальшивые примеры. Многие и сами не хотят вернуться, и других настраивают против возвращения на Родину.

Массовой репатриации не нужно ждать. Но любой черкес, оказавшийся за границей, если даже прошло триста лет после того, как их предки покинули Кавказ,  должен иметь право вернуться на историческую родину.

- «Черкесская полития» намерена бороться за репатриацию. Как Вы прокомментируете такие планы?

- Бороться ни с чем не нужно! За репатриацию тоже не нужно бороться. С кем бороться за репатриацию? Нужно создавать условия для репатриации, а многим, которые говорят о репатриации,  нужно самим вначале репатриироваться. Идея возвращения адыгов на свою историческую Родину - на Кавказ, - это нормальная идея, благородная идея. Я отношусь положительно к этому вопросу. Думаю, что из ответа на предыдущий вопрос понятно мое отношение к идее репатриации адыгов из всех стран мира.

В своё время я покупал жилье репатриантам за свои деньги, построил маленький завод, чтобы им дать работу. Но сами репатрианты не воспользовались этой бесплатной возможностью. И в данном случае с кем я должен бороться? Власть не запрещала мне делать это. Тогда с кем бороться, если  можно мирно решать вопрос.

 

Беседовала Светлана Мамий, Москва

Фото на главной странице сайта

Светлана
 
Мамий
05 апреля, 15:05