Бои без правил: пора вводить?..

08 января, 21:25

 

Стоит ли в России слепо копировать и популяризировать западные виды спорта?

Впервые мысль написать эту статью мне пришла в голову еще несколько лет назад, после того, как в России произошло несколько трагических событий.  Общество было взбудоражено сообщением о драке со смертельным исходом. Один из участников конфликта являлся мастером по рукопашному бою в таких новомодных видах спорта, которые в России совершенно обоснованно принято называть «боями без правил».

Некоторые из подобных трагических драк были настолько резонансными, что чуть было не привели к межнациональным конфликтам. А все из-за того, что у некоторых обладателей такого опасного для жизни человека мастерства нет чувства ответственности и меры, т. е. понимания того, где можно применять свое боевое искусство, а где его применение становится неприемлемым. Более того, по моему мнению, в некоторых случаях оно граничит с преступлением.

Каждый раз, берясь за перо, я откладывал его в сторону, в душе все же надеясь, что это нелепая случайность, которая больше не повторится. Да и оказаться неверно понятым и истолкованным в государстве, где этот спорт набирает обороты, а в некоторых регионах поставлен во главу угла в деле воспитания молодежи, было бы не совсем верно. Тем более, что многих представителей молодежи, которые могли бы стать социально опасными людьми, останься они один на один с улицей, этот вид спорта сделал не только именитыми спортсменами, но и гордостью России.

Однако последние два видео, которые появились в социальных сетях накануне Рождества, 7 января 2019 года, все-таки заставили меня сесть и написать эти строки. Ибо, как гласит мудрость: «Один раз – это случайность, два раза – совпадения, три раза –закономерность». К сожалению, резонансные драки со смертельным исходом, одним из участников которых оказывался «боец без правил», пусть даже не именитый, не прекратились. Подражательство и применение приемов из этих популярных спортивных состязаний в конфликтах среди молодежи только набирает силу. Удары ногами по лицу, в том числе поверженного наземь человека, стали среди молодежи уже обыденным явлением, и, по моему мнению, являются следствием популяризации и подражательства именитым спортсменам из новомодных видов спорта в России.

Мир так устроен, что  у каждого поколения появляются свои  герои  и примеры для подражания, будь то в культуре, в политике или спорте. Жизнь  весьма многообразна, в каждом ее направлении  время от времени появляются свои «кумиры», на которых равняется молодежь разных поколений.

В эпоху моей молодости и у нас были свои «кумиры». Еще в школьные годы я зачитывался книгами о героях Гражданской и Великой Отечественной войны. Для меня одинаково благородными примерами для подражания были как абрек Зелимхан Гушмазуко, Асламбек Шерипов, Ханпаша Нурадилов, Маташ Мазаев, так и Александр Матросов и Зоя Космодемьянская. Два моих сочинения на свободную тему  в начальных классах 46-й школы г. Грозного были посвящены двум чеченским героям, каковыми они для меня являются и по сей день – это абрек Зелимхан и Асламбек Шерипов.

Конечно же, во взрослой жизни я многое пересмотрел в отношении тех, кем восхищался в школьном возрасте. Нет, они меня не разочаровали, и всегда восхищали и восхищают как эталон стойкости и преданности делу, но, начав разбираться в истории и политических хитросплетениях, я понял, что можно и нужно было в той или иной ситуации поступить по-другому. Но парадокс состоит в том, что, поступи они по-другому, они бы не стали бы моими кумирами, на которых я бы равнялся, а так и остались неизвестными  героями, без почестей и славы, каковых среди нас очень много.  

Я, конечно, взял у моих героев много того положительного из их ореола славы, которым их окружили народные сказители и поэты, хотя, возможно, они были намного проще, чем их превозносят.

Так или иначе, через несколько  дней после моего сочинения, в котором героем выступил уже второй представитель чеченской национальности, меня вызвали в кабинет директора школы и пытались выяснить, почему именно этих двух непримиримых борцов с существующей властью я выбрал. Таким образом, советская система еще на ранней стадии выявляла будущих «бунтовщиков» и «революционеров», потенциально способных стать причиной дестабилизации общества. Не помню, что я им тогда сказал, и поверили ли они мне, но точно знаю, что они не зря били тревогу.

Была ли моя вина в том, что, воспитанный на революционных фильмах про Чапаева, Асламбека Шерипова, на книгах про Зелимхана Харачоевского и Зою Космодемьянскую, я потом стал участником революционных преобразований в Чечено-Ингушской АССР 1991-98 годов? Я думаю, нет! Я, конечно же, выбрал для себя этих героев и пытался следовать их примеру всю свою сознательную жизнь, но не я учил на их примерах молодежь, а советская власть сделала нас такими, какими мы стали в последствии, воспитанные на тех примерах, которые они популяризировали.

Смотря на эти времена своей молодости со стороны, я ничуть не разочаровался в своих героях, которым пытался соответствовать, особенно глядя на кумиров нынешней молодежи.  Наши герои были  людьми чести и совести. Они, возможно, и ошибались, но всегда действовали на благо народа и своей родины, не жалея самих себя, отдаваясь своем делу полностью, в отличие от героев нынешних поколений.

Воспитанные на благородных примерах, на примерах мужества и чести, мы выработали свой кодекс поведения. Мы также дрались, как и многие наши сверстники. Дрались улица на улицу, школа на школу, ходили в спортзал для того, чтобы уметь постоять за себя и своих друзей. Но у нас было свое «золотое правило», которым мы следовали в детстве, которое выработали в нас наши тренеры по спорту, в моем случае это классическая борьба и дзюдо. Мы никогда не били лежачего, не добивали поверженного  и дрались всегда один на один. Даже ставить  подножки в драке у нас считалось ниже мужского достоинства. А если кто-то себе позволял подобные приемы борьбы, то становился изгоем и уже никогда не мог «держать слово» среди нашего круга, если его вообще после этого  пускали в круг друзей и товарищей. И все это в нас воспитал наш отечественный советский спорт: дзюдо, вольная и классическая борьба.

Те, кто занимался этими видами спорта, не даст соврать, что правила борьбы, которые заложили в нас наши тренера (а мне посчастливилось заниматься у именитых тренеров СССР, таких как Феликс Петрович Куцель), впоследствии остались у нас «по жизни». Начав заниматься классической борьбой, где  в отличие от вольной борьбы было запрещено делать подсечки ногами, я и вне спорта не могу делать кому-то «подсечки» и ставить подножки. Это для меня неприемлемо, как в том виде борьбы, который я изучал и усвоил.

Спорт – классическая борьба и дзюдо, выработали во мне такие качества, как соблюдение честности и этики в любых конфликтных ситуациях, гибкость и умение их избегать. Люди спорта поймут, о чем я говорю. Личные наблюдения, по тому периоду, когда в беспредел 90-х годов, так называемый «рэкет», были вовлечены многие представители спортивного сообщества, лишь подтверждают мое убеждение в том, что классическая борьба и дзюдо воспитывает в молодежи благородство и честь.

Мои друзья, которые занимались вместе со мною классической борьбой и дзюдо, так и не научились сгибаться перед трудностями жизни, и встречали их с открытой грудью, как и следует истинному бойцу. Наши товарищи-боксеры до сих пор стойко выносят удары судьбы, ничуть не робея и не пятясь назад, и всегда встают на ноги после нокаута. Все эти черты характера выработали в нас наши  благородные виды спорта. Они стали нашими правилами жизни,  наше поколение всегда следовало этим правилам, идя путями наших героев, которым мы пытались соответствовать.

Сегодня, наблюдая за современной молодежью, тем, как они ведут себя в конфликтных ситуациях, видя, как они не гнушаются грязными уловками и интригами ради  победы и собственной популярности, бьют по голове ногами стоячего и лежачего, в том числе и тех, кто не в состоянии оказать им сопротивление, я прихожу к мысли, что это не случайно. Все их поведение в обществе, их тактика борьбы в  драках, в которой нет и тени благородства,  мне почему-то напоминают так называемые «бои без правил», которые так стали популярны в нашей стране и в нашем обществе. Причина этого неблагородного и позорного поведения в конфликтах, зачастую переходящих в преступления, в том, что «кумирами» - героями нашей молодежи становятся не такие именитые спортсмены как Иван Поддубный, Адлан Вараев, Салман Хасимиков, а шоумены, ведущие себя на ринге как клоуны, типа Конора Макгрегора.

Отсюда и случаи смертей, которые периодически будоражат соцсети и информационные ресурсы, когда сообщается о трагической гибели того или иного известного или мало известного молодого человека, погибшего при драке с апологетом таких кумиров, как Конор Макгрегор.

Сегодня, исходя из популяризации таких видов  спорта, как ММА, UFC и подражания их кумирам, среди молодежи ударить человека, который слабее тебя, ногой по лицу, не только не считается позорным, а наоборот, приобрело обыденный  и модный характер. Это стало неким новомодным пиаром для собственного продвижения в соцсетях. Интернет наводнили видео, где девушки бьют ногами своих поверженных наземь одноклассниц и подруг, чтобы понравиться парням. Парни бьют ногами по лицу пацанов, которые намного слабее их и моложе, и все это в присутствии противоположного пола, снимая все происходящее на телефоны, а потом выкладывают в соцсети.

Думаю, пора бить тревогу. Наверное, не следует слепо копировать западный образ жизни. Разве падение нашей великой страны под натиском западной культуры и идеологии  нас ничему не научило?  Я не призываю отказываться от новых видов спорта, но уверен, что нужно вводить новые правила.  Ведь мы - страна, в которой живут   народы со своими вековыми правилами и традициями, которые ничуть не уступают благородством поведению английских лордов.  Наверное, нам не следует идти на поводу у тех,  кто никогда не знал ни совести, ни чести, и слепо копировать их виды спорта.

Считаю, что в России нужно вести не только свои правила борьбы в таких видах спорта, как ММА и UFC, разработать некий «кодекс чести спортсмена», но и ввести уголовную ответственность за применение некоторых приемов этого вида спорта в уличных драках или конфликтах, кто бы их не применял. К примеру, ввести уголовную ответственность за удары по лицу ногами для всех граждан России. Приравнять применение приемов профессиональных бойцов в уличных драках и конфликтах вне ринга к применению холодного оружия с соответствующим наказанием.  А вы как думаете?

Ислам
 
Сайдаев
08 января, 21:25