Блеск и нищета современного пантюркизма. Часть 2
«Пантюркизм станет угрозой в Поволжье только в период ослабления России»
Пантюркизм как идеология политического объединения тюркских народов мира с главенствующей ролью Турции находил свое отражение и в Поволжье в постсоветский период. Бурный процесс периода «парада суверенитетов» начала 1990-х годов способствовал тому, что многие международные современные пантюркистские организации появились именно в Казани. Однако, что собой сегодня представляет пантюркизм в Поволжье? Как отразилась победа Азербайджана во Второй Карабахской войне 2020 года в Татарстане и Башкортостане? Можно ли говорить о пантюркизме как актуальной угрозе для России в третьем десятилетии XXI века, если анализировать происходящее в Поволжье? Об этом мы поговорили с политологом, экспертом Института национальной стратегии из Казани Раисом Сулеймановым.
Окончание. Часть 1
- Существуют ли в России политические и общественные движения, консолидированные вокруг пантюркизма? Каковы их цели?
- Самой первой такой организацией по времени создания была Всемирная ассамблея тюркских народов, созданная еще при СССР в 1990 году на I съезде народов Востока в Москве (тогда она называлась Ассамблея тюркских народов, приставка «Всемирная» появилась позднее). Ее создателем был казахский писатель и литературовед Олжас Сулейменов. В 1991 году состоялся II съезд Ассамблеи тюркских народов в Казани, ее председателем был избран заместитель лидера Татарской партии национальной независимости «Иттифак» Рафаэль Мухаметдинов. Партия «Иттифак» была создана годом ранее как откровенно сепаратистская организация (лидером стала писательница Фаузия Байрамова), ставившая цель добиться полной политической независимости Татарстана и выхода из состава СССР, а после его распада – России. Т.е. пантюркисты – это сторонники сепаратизма внутри тех стран, где тюркское население составляет меньшинство.
Затем таких съездов было проведено еще несколько: III съезд прошел в 1993 году в Чебоксарах (председателем ассамблеи был избран чувашский националист Вячеслав Тимофеев), IV съезд прошел в 1997 году в турецком городе Измире (председателем ассамблеи был избран один из лидеров ныне запрещенной в России экстремистской организации «Меджлис крымскотатарского народа» Ильми Умеров), V съезд прошел в 2007 году в г. Шымкент в Казахстане (председателем был избран казахский бизнесмен Ерментай Султанмурат, выпускник Московской ветеринарной академии им. К.И. Скрябина, который в постсоветский период увлекся пантюркизмом и для солидности стал академиком Международной академии информатизации (бывшая Мосгорсправка), считающаяся объединением лжеученых и торгующая дипломами академиков). На VI съезде в 2014 году в г. Туран в Казахстане Ерментай Султанмурат был переизбран на пост председателя этой организации.
Можно ли сказать, что Всемирная ассамблея тюркских народов как общественная организация на что-то влияет? Что-то я сомневаюсь. Молодежи в ее рядах де-факто нет, это организация в нынешнем виде представляет собой в большей степени объединение пенсионеров разных тюркских народов бывшего СССР. У них даже никаких информационных ресурсов в Интернете нет, чтобы можно было сказать, что они занимаются какой-то пропагандой пантюркизма.
Другой пантюркистской организацией является Международное объединение тюркской молодежи. Возглавил эту организацию (изначально ее назвали Ассоциация тюркской молодежи, которая впоследствии была переименована в Международное объединение тюркской молодежи) по итогам I съезда, прошедшего в Казани в феврале 1992 года, тогдашний лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Талгат Ахмадишин.
После этого съезды (курултаи) организации, проходившие почти ежегодно, проводились в разных странах (это были не только Турция или Азербайджан, но, например, и Македония, где прошел XIII съезд в 2008 году в г. Охрид). На эти съезды приглашались делегаты от молодежных организаций разных тюркских народов, в том числе из Татарстана, Башкортостана и Чувашии. Турция и Азербайджан весьма активно поддержали деятельность этой организации (в 2012 году в Баку был даже открыт офис МОТМ, что означает стабильное финансирование этой организации), и, в отличие от Всемирной ассамблеи тюркских народов, Международное объединение тюркской молодежи оказалось более деятельной организацией.
Естественно, обе эти организации, которые, кстати, были созданы не Турцией, а путем самоорганизации внутри России, где лидирующие позиции занимала Казань, используются Турцией и Азербайджаном для международной поддержки собственных политических проектов. Допустим, по вопросу Карабаха обе организации занимают однозначно проазербайджанскую позицию.
- Карта тюркского мира, презентованная в 2021 г. Девлетом Бахчели президенту Эрдогану и включающая ряд российских регионов и бывших советских республик (фото на главной странице сайта), изготовлена исключительно для внутреннего «употребления», или представляет собой наглядный план дальнейших действий Турции по укреплению своего влияния в этой зоне? Великий Туран - конструкт или реальность, хотя бы в Интернете? При каких условиях он может стать реальностью?
- Карта тюркского мира – это, скорее всего, мечта, о которой можно грезить, и она вряд ли будет реализована на практике, что, впрочем, совершенно не отменяет ее идеологической привлекательности и использования как ориентира для официальной Анкары. К тому же сам факт ее преподнесения Реджепу Эрдогану должен тешить самолюбие и внешнеполитические амбиции турецкого президента. Лидер Партии националистического движения и ее молодежного крыла «Бозкурт» («Серые волки») Девлет Бахчели, находящийся с 2015 года в политическом альянсе с Партией справедливости и развития Реджепа Эрдогана, этим жестом рассчитывает, что правительство Турции будет руководствоваться идеологией пантюркизма.
Естественно, превратить нарисованное на карте в реальность на сегодняшний день невозможно. Никогда не существовало в прошлом единого тюркского государства, куда входили бы все территории, населяемые тюркскими народами, но использовать тюркский фактор для усиления внешнеполитического влияния Турции – по-моему, как раз этим Анкара активно и занимается последние годы. Осуществление целей пантюркизма возможно за счет создания военно-политического блока тюркских государств под командованием Турции, широкой культурной экспансии последней в регионы компактного проживания тюркских народов (это она делает последние три десятилетия достаточно успешно) и только при ослаблении таких стран, как Россия, Иран и Китай, на которых и нарисована значительная часть территории тюркского мира. Как нетрудно догадаться, проект Великого Турана окончательно может быть реализован только при потери этими странами своих территорий, где проживают тюркские народы.
- Пропаганда ценностей через образование и культуру, типичная «мягкая сила» - каковы основные достижения Турции на этом направлении? Что дал россиянам «Великолепный век» и многочисленные турецкие сериалы из жизни современной Турции?
- Турция из всех стран Ближнего Востока одной из первых начала стремиться к распространению своей «мягкой силы» в сфере культуры и образования в Поволжье в постсоветский период. Сеть турецких лицеев, которые появились в России в 1990-е годы (кроме Татарстана и Башкортостана, такие лицеи были созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Чебоксарах, Екатеринбурге, Астрахани, Карачаево-Черкессии, Бурятии и Туве), создавались движением «Хизмет» турецкого проповедника Фетхуллаха Гюлена (с 1998 года на постоянной основе проживает в США). К 2003 году везде, кроме Татарстана, подобные лицеи были закрыты, перепрофилированы в обычные школы, а турецкие преподаватели покинули Россию (сразу отметим, что причина увольнения турецких учителей была не в том, что они – граждане Турции, а всего лишь в том, что многие имели просроченные регистрации, а многие просто элементарно не имели дипломов о высшем образовании; для меня осталось загадкой – почему местные органы образования допустили таких бездипломных педагогов к обучению детей).
В Татарстане турецкие лицеи (их насчитывалось 8) сохраняли до 2007 года, а уже затем произошло их перепрофилирование с исходом 70 турецких преподавателей без дипломов. Несмотря на поднявшуюся шумиху в татарстанских СМИ того времени и обвинениями со стороны татарских националистов в том, что, дескать, «Москва не дает Татарстану дружить с Турцией», в 2017 году сам генеральный консул Турции в Казани Турхан Дильмач (занимал этот пост с сентября 2014 года по декабрь 2017 года) публично поддержал российских силовиков, подтвердив, что эти учителя были гюленистами (в Турции движение «Хизмет» Гюлена признано террористической организацией после неудавшегося госпереворота в 2016 году). Правда, до событий 2016 года, до признания организации Гюлена нынешним руководством Турции террористической, Анкара положительно относилась к ее широкой образовательной деятельности.
Кроме гюленистов, в России функционировали пансионаты турецкого религиозного братства «Сулейманджилар» (в Татарстане, Башкортостане, Нижегородской и Астраханской областей).
Понятно, что через данные учебные заведения прошло много детей, сегодня это уже взрослые люди, работающие в госструктурах и частном секторе. Оговоримся, это не значит, что все выпускники данных учебных заведений автоматически являются носителями протурецких взглядов. Да и сама методика работы турецких лицеев была построена таким образом, что идеологической обработке подвергались лишь порядка 30% учеников, как правило, наиболее способных и показывающих хорошие результаты в школе. Остальные 70% даже не подозревали о том, что в гюленовских лицеях велась какая-то внеурочная религиозная деятельность (лицеи были светскими, причем учились в них не только этнические тюрки, но и русские дети).
Не надо быть наивными и полагать, что турки открывали свои лицеи исключительно из желания дать качественное образование детям в России. Делали они это с далеко идущими планами – воспитать поколение молодежи, которое будет комплиментарно относится к Турции. В дальнейшем выпускники турецких лицеев должны были занять руководящие должности в госструктурах и бизнес-компаниях, сохраняя при этом ориентированность на Анкару. Это бы служило интересам Турции. Таким вот способом и реализуется «мягкая сила».
Кроме этого, Гюлен активно продвигал с 1998 года и все 2000-е годы другой свой проект – платформу «Диалог Евразия», представляющий собой объединение научной, вузовской и творческой интеллигенции не только России, но и стран СНГ с целью продвижения идеологии самого Гюлена под маской диалога цивилизаций. Выпускалась русскоязычная версия журнала «DA» - «Diyalog Avrasya», который был рупором этой платформы, активно проводились разного рода конференции и форумы этого объединения. Замечу, что очень многие респектабельные деятели науки и культуры охотно участвовали в деятельности этой платформы (например, в 2006-2008 гг. председателем платформы был тогдашний директор Института востоковедения РАН Ростислав Рыбаков), не задавая вопросов, с какой целью это делается и за чей счет всё это оплачивается.
Тут нужно оговорится: несмотря на то, что Фетхуллах Гюлен и Реджеп Эрдоган являются политическими антагонистами, оба поддерживают идеи пантюркизма.
Теперь поговорим о турецких сериалах. Любая кинопродукция, особенно поступающая на экспорт, выполняет функцию «мягкой силы», даже если ее создателями такой цели специально не ставится. Очень сложно какими-то количественными параметрами оценить влияние кинопродукции, создатели которой хоть и ставят коммерческие задачи при ее создании, но подспудно выполняют и другую цель - вызвать интерес к культуре и ценностям страны-производителя. Обычно такой процесс растягивается на продолжительное время.
«Великолепный век» (2011-2014) - не единственный такой турецкий сериал, показанный по российскому телевидению. Может, уже многие подзабыли, но в самом начале 1990-х годов, еще когда существовал СССР, транслировали турецкий сериал «Королек – птичка певчая» (1986), ремейк которого показали в России в 2014 году. Были и иные сериалы, которые показывали в нашей стране: например, «Султан моего сердца» транслировали по Первому каналу в 2019 году. Сериал «Права на престол: Абдулхамид», который вышел в пяти сезонах в 2017-2021 гг., хоть и не показывался по российскому телевидению, но его можно посмотреть в Интернете на русском языке. Кстати, в этом сериале в эпизодической роли муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммедьяра Султанова (1837-1915) снялся казый Казани, имам мечети «Зангар» Булат Мубараков.
Влияние кинопродукции одной страны на формирование ценностей, мировоззренческих установок и моделей поведения происходит не быстро, требуются десятилетия. Та же индустрия Голливуда смогла популяризировать систему западных ценностей не за счет одного фильма или сериала. Потребовалось много фильмов и сериалов, чтобы всему миру преподнести западные стандарты того, что хорошо, а что – плохо. Поэтому сейчас оценить влияние турецких сериалов на татар или башкир Поволжья в какую-то сторону трудно: их пока не так чтобы много вышло.
Также следует иметь в виду, что телевизор как главный источник информации сегодня – это удел все же людей старшего поколения, а не молодежи. А посмотреть конкретный сериал в Интернете при их многообразии – должен быть сознательный выбор, и мотивация смотреть именно турецкие сериалы, а не, например, американские, британские или какие-либо иные. Потом, те же турецкие сериалы смотрели не только татары и башкиры, но и все россияне: можно ли сказать, что они как-то на всех россиян повлияли? Ну разве что только продемонстрировали, что турецкая киноиндустрия может работать в сторону продвижения собственной истории и культуры посредством сериалов в зарубежных странах. Но цель «мягкой силы» в форме киноискусства заключается в постепенном продвижении своих культурных ценностей. Турки делают в этом успехи.
Нашло ли отражение вот такой культурной экспансии Турции в культуре татар? На ум приходит только исторический роман «Султан Сулейман» татарского писателя Вахита Имамова, вышедший в 2015 году на татарском языке тиражом в 2,5 тыс. экземпляров уже после выхода турецкого сериала «Великолепный век», где главным героем как раз и был турецкий султан Сулейман I Великолепный (1494-1566).
В более широком контексте «мягкая сила» Турции осуществляется через Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (Türk İsbirliği ve Kalkınma İdaresi Baskanlığı – TİKA), созданное в 1992 году), Международную организацию тюркской культуры ТЮРКСОЙ, образованную в 1993 году, и Фонд Юнуса Эмре, появившийся в 2007 году.
- Представляет ли пантюркистская идеология угрозу национальной безопасности России на современном этапе, или является пропагандистской страшилкой, призванной отвлечь внимание экспертного сообщества и широкой общественности от более опасных угроз? При каких обстоятельствах и условиях тюркизм (пантюркизм) может стать такой угрозой?
- Пантюркизм следует воспринимать как «спящую» угрозу, которая актуализируется и обострится только при внешней поддержки Турции и в случае больших политических потрясений в России, при которых ослабнет федеральный центр и начнутся центробежные тенденции в стране. Последнее уже происходило в истории России. Пантюркизм в прошлом обладал хоть каким-то привлекательным потенциалом именно в период политических потрясений в стране. Например, можно говорить об определенной популярности пантюркизма в 1917-1918 гг., когда Российская империя закончила свою историю и начался процесс переустройства огромной страны с ростом сепаратизма в регионах. Такая же картина была в начале 1990-х годов в связи с «парадом суверенитетов», где его сторонники в регионах компактного проживания тюркских народов декларировали пантюркистские идеи. Причем пантюркизм – это не только единство тюрок в политическом плане, но и поддержка сепаратистских настроений против тех крупных государств, в которых тюркские народы являются меньшинством.
Единственное, что следует хорошо понимать - многие идеологические доктрины имеют особенность терпеть крах и терять актуальность. Допустим, в XIX и начале XX вв. была в России популярна идеология панславизма – объединения всех славянских народов. Но уже даже в те годы она трещала: мешал религиозный и политический фактор. Поляки стремились к независимости от России, а карпатские русины хотели выйти из Австро-Венгрии и войти в состав России. Прошло сто лет. Можно ли сказать, что панславизм сегодня играет хоть какую-то идейно-политическую роль даже в России?..
В случае с пантюркизмом существует также проблема: как реализовать этот идеологический проект на практике, если даже близкие между собой народы сталкиваются с враждой своих национальных активистов? Показательна в этой связи татаро-башкирская информационная война в период до и во время Всероссийской переписи населения 2021 года. Не утихает она и сегодня, даже после окончания переписи, а взаимные претензии и обиды, озвучиваемые национальной интеллигенцией обоих тюркских этносов Поволжья, продолжают быть мейнстримом общественно-политического дискурса между Казанью и Уфой. Ну и как в такой ситуации быть с пантюркизмом?
А ведь подобные латентные конфликты существуют между многими тюркскими этносами. Накануне той же переписи 2021 года началась взаимная перепалка между ногайскими и татарскими активистами по вопросу самоопределения карагашей и юртовских татар, коих татарские националисты считают однозначно татарами, а ногайские – ногайцами. Информационные баталии были весьма бурными, взаимные обвинения в «этномародерстве» звучали резкие - ну и где же здесь уместиться пантюркизму?
Или другой пример. В 2012 году в Интернете появилась нарисованная кем-то из чувашских национал-активистов карта «Великой Чувашии», куда включили западные районы Татарстана. Реакция татарских националистов была предсказуемой: они стали возмущаться на своих чувашских «коллег».
Тот же клубок противоречий возникает не только в России, но, если присмотреться, и в других странах, в том числе тех, что являются тюркскими. Например, проблема вокруг политического самоопределения каракалпаков в Узбекистане. Есть Республика Каракалпакстан в составе Узбекистана, где точно также на волне «парада суверенитетов» накануне распада СССР была принята Декларация о суверенитете. Естественно, каракалпаки, которые стремятся к независимости Каракалпакстана, всячески преследуются со стороны официального Ташкента и, как правило, находятся в эмиграции. Оба этноса – узбеки и каракалпаки – тюркские, ну и как тут реализовать пантюркистский проект?
- Как (количественно и качественно) можно оценить деятельность радикальных пантюркистов? В ходе мониторинга соцсетей приходилось, хотя и очень редко, сталкиваться с карикатурными персонажами, судя по их страницам, увлекающимися как пантюркизмом (в крайних, откровенно русофобских и антироссийских формах), так и фигурой ликвидированного террориста Шамиля Басаева, «колумбайнами» (запрещенная в РФ террористическая организация), маньяками и серийными убийцами и т.п. Представляют ли они потенциальную опасность?
- Я сомневаюсь, что кто-то сможет дать точное или хотя бы приблизительное число пантюркистов, находящихся в России. Объективно это небольшая группа людей: даже те общественные объединения, в идеологии которых имеется пантюркизм, - это маргинальные организации. Например, упоминавшийся выше Союз татарской молодежи «Азатлык». Это ведь от силы 10 активистов. Или Всетатарский общественный центр, находящийся сейчас в состоянии признания его экстремистской организацией (в настоящий момент уголовное дело об этом рассматривается в Верховном суде Татарстана, а лидер ВТОЦ Фарит Закиев эмигрировал в Турцию): это пара десятков пенсионеров. Или Всемирная ассамблея тюркских народов во главе с казахским общественным деятелем Ерментаем Султанмуратом – это тоже десятки людей (если округлить, то выйдет на сотню), но не тысячи.
Сейчас все эти объединения находятся в маргинальном состоянии: они малочисленны, не имеют стабильного большого финансирования, даже неофициальной государственной поддержки они не имеют, а потому влияние их на общественно-политическую жизнь в регионах незначительное. Но эта малочисленность организаций компенсируется их публичной активностью и наличием симпатизантов, которые формально не состоят в рядах этих объединений. Например, тот же Союз татарской молодежи «Азатлык» выпускает пятитысячным тиражом ежемесячную печатную газету «Тюркский взгляд» на русском языке, распространяемую бесплатно (возникает вопрос: откуда деньги? Кто-то ведь их дает). Человек может официально не состоять в пантюркистских организациях, но разделять взгляды пантюркизма: обычно мы это видим по их страницам в соцсетям, где вешается на аватарки соответствующая символика, обычно скопированная с атрибутики «Серых волков».
Но любая, даже малочисленная, организация может быть сильна своей идеологией. В этом и заключается потенциал угрозы пантюркизма. Да, на данном этапе истории пантюркистские организации в России слабы или находятся в состоянии придавленности со стороны государства, которое их рассматривает враждебными по отношению к России. И не без оснований. Уж что-что, но процветания России пантюркисты не желают, наоборот, они бы хотели ее ослабления и развала. А поскольку это разрушительное зло, а зло обладает шармом привлекательности, особенно в глазах неокрепшей молодежи (вы, возможно, замечали, что во многих художественных фильмах герои-злодеи обладают каким-то шармом привлекательности, чем положительные герои), то потенциал угрозы для России от пантюркизма будет сохраняться. Пантюркизм станет угрозой в Поволжье только в период ослабления нашей страны. Надо делать так, чтобы наша страна никогда не ослабла.
Беседовала Яна Амелина