Азербайджан: досрочные выборы и напористая дипломатия

24 декабря, 19:09

 

Степень разногласий между Белым домом и Баку не следует преувеличивать

В Азербайджане началась подготовка к досрочным президентским выборам, которые пройдут 7 февраля 2024 года и станут уже пятыми для действующего главы государства Ильхама Алиева, сокрушительная победа которого уже сегодня не вызывает никаких сомнений. Формальную конкуренцию действующему главе государства составят ставший уже традиционным в этой роли Гудрат Гасангулиев, а также глава Партии Национального фронта Рази Нуруллаев, депутат Фазиль Мустафа, председатель правления Центра социальных исследований Захид Орудж и лидер партии «Великий Азербайджан» Эльшад Мусаев. В то же время лидеры Народного фронта Али Керимли и партии «Мусават» Ариф Гаджилы от участия в избирательной кампании отказались, сославшись на атмосферу политического давления, оказываемого на оппозиционные партии и группы.

Символизм предстоящему де-факто плебисциту о доверии Алиеву придаёт факт проведения голосования повсюду на территории бывшей Азербайджанской ССР, включая территорию Нагорного Карабаха, окончательно перешедшую под контроль Баку в ходе драматических сентябрьских событий. Там будет открыто 26 избирательных участков. Регистрация кандидатов закончится 8 января, после чего чуть меньше месяца останется на предвыборную компанию, которая, надо полагать, пойдёт без сюрпризов. Ранее по результатам референдума в Конституцию страны было внесено немало поправок, включая увеличение срока полномочий президента с пяти до семи лет, а также снятие ограничений на количество президентских сроков для одного и того же лица.

Не исключено, что агитационная кампания будет использована для продвижения как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию концепта «Западного Азербайджана», предполагающего менее или более явные притязания на части территории современной Армении, прежде всего – Сюник, Гегаруник и Вацойдзор. Относительно причин переноса голосования с апреля 2025 года на 14 месяцев бытуют самые разные точки зрения, включая вполне конспирологические – дескать, американцы в лице помощника госсекретаря Блинкена Джеймса О`Брайана так давят на Баку (в том числе и по карабахскому вопросу), что не оставляют ему иного выбора, нежели как тянуть время в надежде на приближение президентской гонки в самих США между Байденом и Трампом, когда политикам за океаном будет уж точно не до Кавказа. Думается, однако, что авторы подобного рода оценок выдают желаемое за действительное: сиюминутно-тактическое обострение риторики в ноябре удалось сравнительно быстро преодолеть. В Баку прибыл новый американский посол Марк Либби, который, надо полагать, не будет отклоняться от генеральной линии на формирование в регионе единого (насколько это возможно) прозападного «геополитического пространства», что поставило бы под угрозу российско-иранские коммуникационные проекты, такие, как МТК «Север – Юг». Сам господин О'Брайен намерений администрации Байдена особо не скрывает: «Я думаю, что будущее вокруг оси Россия – Иран, где Москва и Тегеран являются основными участниками безопасности региона, нестабильно и нежелательно как для правительства Азербайджана, так и Армении. У (Баку и Еревана) теперь есть возможность принять другие решения».

Как отмечает депутат милли-медлжиса Расим Мусабеков, «все реальные интересы Соединённых Штатов Америки в регионе завязаны на Азербайджан», и не случайно на протяжении последних 20 лет они «оказывали военную помощь Азербайджану, может быть, в 15-20 раз большую, чем, например, Армении, хотя там серьёзно для неё старались армянские лоббисты. И точно так же серьёзные инвестиции Соединённых Штатов Америки в регионе чуть ли не на 70-80 процентов реализовывались в Азербайджане», весьма важном Вашингтону «не только в плане диверсификации энергетических потребностей Европы, но и в контексте сдерживания Ирана». Азербайджан важен для Америки и «как страна, оказывающая самую решающую поддержку стратегическому союзнику Соединённых Штатов Америки на Ближнем Востоке» в лице Израиля, половина энергетических потребностей которого обеспечивается месторождениями западного берега Каспия. Азербайджан длительное время оставался и сейчас продолжает являться «тем мостом, той дверью, которая позволяла Соединённым Штатам Америки поддерживать коммуникации с Афганистаном, когда они находились в этой стране, а сейчас большие планы Запада по отношению к Центральной Азии с её несметными природными ресурсами…» По мнению Мусабекова, О'Брайана в Баку стремился уладить возникшее недопонимание с целью купировать возникшее недопонимание.

На фоне активно муссируемых слухов о переговорах министров иностранных дел Азербайджана и Армении в Вашингтоне (предыдущие многодневные посиделки под присмотром Блинкена ни к чему не привели), 7 декабря администрация президента Азербайджана и аппарат премьер-министра Армении выступили с совместным заявлением, подтверждающим намерения двух государств «урегулировать отношения и заключить мирный договор, основанный на уважении принципов суверенитета и территориальной целостности». Важным результатом проделанной работы следует считать продекларированное Азербайджаном освобождение 32 армянских военнослужащих (со своей стороны, Армения освобождает двух азербайджанских пленных). Ереван поддержит заявку Баку на проведение 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В свою очередь, Азербайджан поддержит кандидатуру Армении на членство в Бюро Восточноевропейской группы «COP». Стороны «продолжат обсуждение относительно реализации большего количества мероприятий по укреплению доверия, которые будут реализованы в ближайшем будущем, и призывают международное сообщество поддержать их усилия, что будет способствовать укреплению взаимного доверия между двумя государствами и окажет положительное влияние на весь регион Южного Кавказа», отмечается в заявлении. Ранее, 30 ноября, по результатам пятой встречи комиссий по вопросам делимитации границы «стороны продолжили обсуждение вопросов делимитации, рассмотрели ряд организационных и процедурных вопросов». Правительственные делегации во главе с вице-премьерами Ш. Мустафаевым и М. Григоряном предварительно согласовали текст регламента организации и проведения совместных мероприятий, а также договорились начать работу по согласованию проекта положения о совместной деятельности комиссий.

Выступая недавно в ходе ADA University при МИД Азербайджана международном форуме «Карабах: Возвращение домой спустя 30 лет. Достижения и трудности», Алиев дал понять, что в процессе согласования мирного договора его стараниями удалось исключить из его текста Нагорно-Карабахскую Республику, настояв на безоговорочном обоюдном признании «территориальной целостности», с чем, судя по неоднократным публичным заявлениям, в полной мере согласны и действующие армянские власти. Более того, поскольку в Ереване (до поры до времени) настаивали на предоставлении армянам Карабаха международных гарантий безопасности, в Баку, как упоминалось выше, будут и далее раскручивать тему возвращения азербайджанцев на территорию бывшей Армянской ССР: «Либо в мирном договоре будет определён вопрос обоих меньшинств, либо мы вообще не будем об этом говорить».

Ведя активную дипломатию при поддержке стратегического союзника Турции и развивая энергетические связи с Европой, Баку уверенно укрепляет торгово-экономические связи с Россией, вынужденной выстраивать коммуникационные линии на юг. В ходе российско-азербайджанского межрегионального форума в конце 2022 года министр экономического развития РФ Максим Решетников выделил ряд главных тенденций в экономических взаимосвязях обеих стран: «очевиден высокий потенциал для наращивания взаимной торговли: с учётом переориентации российского экспорта-импорта, мы можем вскоре удвоить внешнеторговый оборот, который у нас сейчас есть», до 8 млрд. долларов. Россия занимает третье место среди внешнеторговых партнеров Азербайджана, с прикаспийской страной сотрудничают более 900 российских компаний из 70 субъектов Федерации, «развивается диверсификация торговых связей между странами, расширяется ассортимент взаимопоставок». Например, с Сумгаитского нефтегазохимического комплекса поставляется в Россию пластик, применяемый при производстве средств упаковки для пищевой, медицинской отраслей по более низким в сравнении с конкурентами ценам, и это – далеко не единственный пример. Упрощает двусторонний товарооборот наличие обоюдного режима «упрощенного таможенного коридора», то есть признания результатов таможенного контроля только в одной стране, реализация льготного статуса «уполномоченного экономического оператора», а также наличие у местных производителей – экспортёров доступа к базе российских стандартов на товары и услуги. Сформирована система взаимного контроля продовольственной безопасности, включая ветеринарный / фитосанитарный мониторинг племенного животноводства, продуктов птицеводства, семян и готовой овощеводческой и зерновой продукции. Завершается включение в эту систему масломолочных продуктов, плодово-ягодной и винодельческой продукции.

Всё это способствует ускоренным пограничным таможенным процедурам и более быстрому перемещению грузов в обоих направлениях, чего нельзя сказать об армяно-российских торговых операциях, сталкивающихся с проблемами на Верхнем Ларсе и ставших поводом для очередных недобросовестных спекуляций. Российско-азербайджанский товарооборот за январь – первую половину ноября с. г. перешагнул отметку 3,5 млрд. долл., почти на четверть превысив аналогичные показатели 2022 года, причём экспорт в РФ вырос на треть. Наряду c British Petroleum и другими западными энергетическими корпорациями, представлены на берегах Каспия и крупные российские нефтегазовые компании, такие, как «Лукойл», «Газпром», «Роснефть». В уходящем году обсуждались поставки российской нефти по трубопроводу Тихорецк – Махачкала – Баку с дальнейшей переработкой этого сырья на НПЗ имени Гейдара Алиева. Рост экспорта за переделы СНГ обозначил возможный дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, причём некоторая их часть может поставляться и в Россию по тому же нефтепроводу, способному работать и в реверсном режиме. Соответствующие переговоры намечено завершить в первом квартале 2024 года. Примерно к этому же сроку планируется завершение реконструкции железнодорожной инфраструктуры по линии Махачкала – Дербент – Самур II – Ялама, что позволит в полтора раза увеличить грузоперевозки по западному маршруту МТК «Север – Юг». Всё это, как мы упоминали выше, серьёзно нервирует американцев, одурманенных завиральной идеей санкционного удушения России и Ирана, чего невозможно добиться без нарушения устойчивых коммуникационных связей между ними. Взгляда на географическую карту достаточно, чтобы понять, куда обращён наиболее пристальный взгляд…

Стремясь играть на противоречиях между крупными игроками (успешно в долгосрочном плане или нет – вопрос отдельный), режим Алиева-младшего стремится укрепить свои позиции внутри и вовне страны. По случайному совпадению или нет, но о возможных досрочных парламентских выборов с явной подачи пропашиняновских кругов заговорили и в Армении. Будут они объявлены или нет – будет определяться складывающейся внутри- и внешнеполитической конъюнктурой, однако уже сейчас очевидно, что ставка на Запад не избавит Пашиняна и компанию от дальнейших уступок очевидно более сильному и изобретательному восточному соседу.

Андрей
 
Арешев
24 декабря, 19:09