Армения: экономический «прагматизм» чреват неожиданностями
Какие факторы влияют на «взлетевшие» вроде бы объёмы армяно-российской торговли
На днях правительство Армении утвердило Соглашение 2022 года «О гармонизированной системе определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза», основной целью которого является согласование всех вопросов, связанных с определением страны происхождения товаров, экспортируемых в третьи страны. Документ направлен на унификацию подходов участников Союза по определению и подтверждению происхождения товаров в рамках их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС, в том числе при наличии в государствах-членах мер регулирования экспорта, зависящих от происхождения.
Высказывается мнение, что таким решением Ереван демонстрирует свою приверженность ЕАЭС – по крайней мере, в год председательства Армении в Союзе. Открывая по видеоконференцсвязи прошедшую в Российско-Армянском Университете международную научную конференцию «Углубление финансовой интеграции в ЕАЭС», вице-премьер правительства РФ поблагодарил руководство Армении «за активную позицию по углублению экономической интеграции в Союзе». «Развитие финансовых систем в странах ЕАЭС имеет стратегическое значение и способствует устойчивому экономическому росту государств-участников Союза, содействует развитию международной торговли, повышает конкурентоспособность наших бизнес-сообществ, естественно, создает благоприятные условия для инвестиций», – рассказал вице-премьер Мгер Григорян.
Несмотря на постоянные разговоры о сближении с Западом, Турцией и Азербайджаном, сопровождающиеся некоторыми практическими шагами, действующие власти Армении явно не уверены в том, их геополитический «разворот» позволит скомпенсировать возможный выход страны из ЕАЭС. Однако, как говорится, не всё так однозначно. Так, уже неоднократно с чувством глубокого удовлетворения отмечалось, что товарооборот РФ и Армении достиг в 2023 г. рекордных 7 млрд. долл., в то время как в 2022 г. этот показатель лишь немногим превысил 2 млрд. долл. При этом доля РФ во внешней торговле Армении в сравнении с 2022-м годом осталась примерно на прежнем уровне: чуть выше 35%. Показательно, что экспорт из Армении вырос почти на 39%, составив 3 млрд 418 млн. долл. Соответственно, в торговом балансе Армении с РФ в 2023-м экспорт и импорт почти уравнялись (47% / 53%).
В зарубежных СМИ не единожды сообщалось, что Армения и другие неподсанкционные страны ЕАЭС (т.е. все кроме Белоруссии) весьма активно реэкспортируют в РФ подсанкционные и потенциально подсанкционные товары, что предопределяет столь высокую динамику экспорта в РФ. Официальных конкретных опровержений обеих сторон не имеется. Но упомянутое – не единственная причина рассматриваемой тенденции в роста торговли.
По имеющейся информации, стоимость обоюдной торговли возросла и ввиду повышения на 30-80% цен на взаимопоставляемые товары, что связано, прежде всего, с девальвационным инвалютным курсом рубля. Конечно, это влияет на экспортно-импортные и реэкспортные цены, ибо «рублёвый» фактор прямо сказывается на инвалютном курсе драма, да и всех других национальных валют в ЕАЭС – СНГ.
Кроме того, в конечные внешнеторговые расценки включаются растущие транспортно-логистические расходы, рост которых тоже обусловлен, в первую очередь, девальвационным курсом рубля.
Но и этими объективными причинами факторы роста не исчерпываются. Так, с января с.г. по инициативе Еревана под предлогом «нерентабельности» прекращена работа трансчерноморского паромного маршрута порт Кавказ (РФ) – порт Поти, использовавшегося в основном, для грузоперевозок между РФ с Белоруссией и Арменией по железной дороге через территорию Грузии. Такое решение вполне вписывается в актуальный внешнеполитический курс Еревана, нацеленный на ускоренное развитие экономических и особенно военно-политических связей с Западом, Азербайджаном и Турцией (1).
Так, в эфире одного из телеканалов министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу упомянул о не анонсировавшихся ранее армяно-турецких переговорах и дискуссиях в Грузии, вероятно, на уровне заместителей министров. По его словам, сопротивления со стороны Еревана по поводу «Зангезурского коридора» практически нет. Результатом тайных армяно-азербайджанских переговоров 2018-2020 гг. и налаженной между Баку и Ереваном оперативной связи в конечном итоге стало «запланированное поражение» в 44-дневной войне с последующим «сносом» Нагорно-Карабахской Республики. «Тот же круг тайных переговоров, касающихся уже Армении», – констатирует обозреватель Alpha News Бениамин Матевосян, высказывая предположения о содержательной стороне армяно-турецких контактов, исходя их заявлений официальных представителей, либо же сторонников действующей армянской власти. Так, один из них, ведущий Общественного телевидения Армении Петрос Газарян прямо заявил одному из гостей, что «если коммуникации через территорию Армении будут контролироваться международными силами, то суверенитет не будет потерян, а вот если будут контролироваться Российской Федерацией, то тогда суверенитет будет потерян». Другой сторонник Пашиняна, предполагаемый куратор русофобского пропашиняновского телеграм-канала «Баграмян, 26» Эрнест Варданян внедряет в умы своей Telegram-аудитории идею о «бартерном» обмене с Азербайджаном: Баку фактически будет беспрепятственно пользоваться коммуникациями по территории Армении в обмен на прикаспийский газ, о возможности поставок которого в соседнюю страну недавно упомянул Ильхам Алиев. В настоящее время совокупная доля российских энергоресурсов составляет 91,7%, из которых 62% приходится на газ, на который приходится 54% потребляемых в промышленности энергоресурсов, 70% – в пищевой промышленности, 46 % – на транспорте, – 49 % в секторе услуг. Россия является основным поставщиком в страну бензина и урана на армянскую атомную электростанцию. Россия занимает до 20% всех инвестиций, полученных со стороны финансовых и нефинансовых организаций, некоммерческих организаций, и до 30% всех прямых иностранных инвестиций в стране, отмечает Telegram-канал Рыбарь. За последние несколько лет рост дополнительных инвестиций из России в Армению составил больше 400%.
Скорее всего, столь одиозным шагом, как прекращение паромного сообщения с Россией (наверняка не ставшем для Анкары такой уж неожиданностью), Ереван демонстрирует свою «лояльность» новоявленным партнёрам, даже с очевидным экономическим ущербом для самой Армении, её экономики и национальных интересов. Столь же понятно, что упразднение черноморского маршрута тем более увеличит транспортно-логистические затраты в обоюдной торговле, что повлияет – если уже не влияет – на дальнейшее повышение экспортно-импортных тарифов и цен. Кроме того, дорожает автотранспортный транзит Армении через Грузию, в то время как транзит Армении через Азербайджан по-прежнему пока закрыт.
Зато, в конечном результате, стоимостной внешнеторговый «рекорд» в 7 млрд. долл. в торговле РФ – Армения может быть превышен, хотя реальные товарные (т.е. физические) объёмы обоюдной торговли в реальности могут даже сокращаться, как, заметим, и денежные переводы, о чём свидетельствуют данные Всемирного банка. Так, чистые денежные переводы в феврале сократились на 63,3%, хотя почти в 4 раза превысили прошлогодний показатель. «Притоки денежных переводов сократились на 42,5 %, что произошло за счет сокращения притоков из России на 53,5 %. Переводы также сократились на 24,2 %, в Россию они сократились на 5,9 %. Примечательно, что переводы в США увеличились на 139%», – говорится в обзоре.
Чистый приток трансграничных переводов в пользу физических лиц в Армении, полученных из-за рубежа через банковскую систему РА, в январе-феврале 2024 года составил 153,9 млн. долл. против 502,3 млн. долл. за первые два месяца 2023 года, сократившись за год более чем в 3,2 раза, следует из отчёта Центрального банка республики. А в первом квартале текущего года объём денежных переводов из России в Армению сократился на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, сообщил 30 апреля начальник управления денежно-кредитной политики Центрального банка Армении Айк Аветисян. Переводы некоммерческого характера сократились на 55%.
«ЕАЭС – экономическое объединение, без какой-либо политической и, тем более, геополитической повестки... Мы продолжаем развивать взаимодействие в рамках нашего экономического сотрудничества, стремясь пресекать всяческие попытки политизации ЕАЭС», – рассказывал Пашинян в интервью казахстанским СМИ. Несмотря на периодические попытки отделить «экономику» от «политики», получается это, мягко говоря, не очень. Согласно источникам издания Mediahub, Никол Пашинян не поедет на инаугурацию Владимира Путина 7 мая и не примет участия в праздновании Дня Победы в Москве 9 мая. Его присутствие возможно только в течение нескольких часов 8 мая на юбилейном саммите Евразийского Экономического Союза. Таким образом, как пишет Telegram-канал Цицак, «режим Пашиняна показывает, что в союзнических отношениях с Россией де-факто поставлена точка. Никакой политической, идеологической и военной координации с Москвой больше не будет. Диалог возможен только по сугубо прагматическим вопросам на темы экономики и бизнеса. Демонстрируется это, понятное дело, прежде всего западным кураторам, которые дали понять Пашиняну, что не готовы брать Армению на полноценное содержание. Наверняка Никол и хотел бы хоть сейчас выйти из ЕАЭС, но тогда экономика Армении обрушится чуть более, чем полностью. При таких раскладах ему в премьерском кресле не усидеть».
И всё это – на фоне перманентной социально-политической нестабильности, не в последнюю очередь провоцируемой начавшейся де-факто приграничной демаркацией в Тавуше (далее – везде?) в условиях выученной беспомощности армянской стороны и специфического, мягко говоря, понимания правящей командой и её закулисными кукловодами национальных интересов. Подобно тому, как армянские политики и чиновники смело атакуют Россию в телевизионных эфирах и заявлениях, полицейские решительно и бескомпромиссно действуют в отношении разве что против собственных граждан, не без весомых на то оснований тревожащихся за своё безопасное будущее и за право спокойно жить на своей земле. Накануне разгона жителей села оказавшегося на передовом рубеже села Киранц Никол Пашинян представил обильно сдобренную демагогией новую формулу существования в регионе, согласно которой гарантом безопасности Армении по факту должна быть не армия, которую в августе 2020 года он сам же называл «самой боеспособной армией региона», а «добрая воля» восточного соседа не нарушать так называемые «легитимные границы» Республики Армения.
Надо полагать, окончательная утеря субъектности во взаимоотношениях с ближними и дальними соседями, мягко говоря, едва ли будет способствовать динамичному развитию армяно-российских торгово-экономических связей, способствуя переходу мало-мальски ценных активов небольшой кавказской страны под контроль транснационального капитала.
Примечание:
(1) В отличие от Азербайджана, Армения принята в ВТО ещё в 2002 году. В то же время Запад по-прежнему стимулирует импорт азербайджанских нефти и газа. Такой расклад способствует не вполне адекватному дискурсу в Армении о том, что, дескать, на Западе её считают равноправным партнёром, в то время как Азербайджан интересен Западу лишь как сырьевой придаток...