Арцах, Иран и турецкое гнездо терроризма на Кавказе

04 декабря, 13:59

 

Совместным заявлением президентов России, Азербайджана и премьер-министра Армении от 10 ноября 2020 года военные действия в Нагорном Карабахе, начатые ранним утром 27 сентября официальным Баку при деятельной поддержке Анкары и других центров силы, совокупной мощью кратно превышающие возможности Степанакерта и Еревана, прекращены. Одно из ключевых положений документа, которое стало немедленно реализовываться – размещение в регионе миротворческого контингента Российской Федерации «в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники». Предполагается, что срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации составит 5 лет «с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения».

Ряд ключевых положений заявления подтвержден Указом президента РФ «О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе», согласно п. 2 которого миротворческий контингент развертывается «вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора». Замена личного состава миротворческого контингента будет производиться не реже двух раз в год.

Как сообщил начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ Сергей Рудской, основу российского контингента составляют подразделения 15-й отдельной мотострелковой бригады Центрального военного округа. Данное специализированное подразделение российской армии обладает богатым опытом миротворческой и гуманитарной деятельности в различных регионах мира, включая Сирию. Помимо самого современного оружия и техники, в том числе бронетранспортеров БТР-82А, бронированных автомобилей «Тигр» и «Тайфун», задействована армейская авиация и комплексы с беспилотными летательными аппаратами. Командующий операцией – генерал-лейтенант, Герой России Рустам Мурадов (ранее – заместитель командующего войсками Южного Федерального округа), уроженец селения Чинари на юге Дагестана, по национальности табасаранец. В его послужном списке – участие в военных действиях на Северном Кавказе, представительство России в Совместном центре по контролю и координации вопросов прекращения огня в Донбассе и командировка в качестве военного советника в Сирийскую Арабскую Республику.

Министерство обороны России регулярно обновляет карты с обозначением пунктов размещения в крае российских миротворцев. Согласно им, территория проведения миротворческой операции будет разделена на две зоны ответственности – север и юг, на которых будут размещены 16 наблюдательных пунктов. В частности, в районе Лачинского коридора, связывающего Армению и Нагорный Карабах, развернуто шесть временных наблюдательных постов. Размещение мотострелковых батальонов Вооруженных сил России планируется в Степанакерте (столица Республики Арцах) и Мардакерте.

По данным Минобороны России, основу контингента составят подразделения 15-й отдельной мотострелковой (миротворческой) бригады Центрального военного округа. Командование миротворческой операцией расположено в районе Степанакерта. Начато патрулирование по двум маршрутам примерно по линии соприкосновения сторон на восточном участке. Как сообщил официальный представитель военного ведомства Игорь Конашенков, 12 ноября передовые подразделения российского миротворческого контингента приступили к выполнению задач по обеспечению контроля за соблюдением договоренностей о прекращении огня и боевых действий на территории Нагорного Карабаха. Национальный центр управления обороной РФ в круглосуточном режиме координирует работу «на земле» в постоянном взаимодействии с генеральными штабами Азербайджана и Армении.

13 ноября Владимир Путин провел совещание по гуманитарным вопросам в районе Нагорного Карабаха. Как отметил министр обороны Сергей Шойгу, «с каждым днем все больше и больше нарастает проблема гуманитарного характера – это транспортировка и возвращение беженцев и, естественно, другие гуманитарные вопросы». В тот же день президентом России был подписан Указ «О Межведомственном центре гуманитарного реагирования». Создаваемый под эгидой Министерства обороны РФ, центр призван решать широкий круг задач, связанных, в частности, с возвращением граждан в места постоянного проживания и созданием условий для нормальной жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха.

Нельзя не обратить внимания на некоторые этапы подготовки и проведения миротворческой операции. Так, с начала ее проведения выполнено около 60 рейсов военно-транспортной авиации, через территорию Ирана, Азербайджана, а затем и Грузии перебрасываются десятки тонн грузов. Согласно имеющейся информации, начиная как минимум с 6 ноября Горис был закрыт для прессы, что свидетельствовало о соответствующих приготовлениях военного характера. Таким образом, российская миротворческая группировка разворачивалась заблаговременно и параллельно интенсивным переговорам, которые не могли не завершиться конкретным результатом, каковым и стало подписание упомянутого заявления лидеров России, Азербайджана и Армении. Этим, как можно предположить, и объясняется ожесточенный натиск турецко-азербайджанской группировки на город-крепость Шуши с известными драматическими последствиями.

14 сентября в ходе телефонного разговора с Алиевым «Владимир Путин, в частности, обратил внимание, что в районах, которые в соответствии с трехсторонним заявлением возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри. В этой связи он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь». Кадры с осквернением захватчиками армянских храмов в Шуши (Казанчецоц) и некоторых других оккупированных районах наглядно демонстрируют сложность задач, которые предстоит решать российским миротворцам. Один из их постов уже выставлен возле раннесредневекового монастыря Дадиванк, расположенного на территории Кельбаджарского района бывшей Азербайджанской ССР и также оказавшегося под угрозой осквернения или даже полного уничтожения.

Значительный интерес вызывает заключительный пункт заявления лидеров России, Азербайджана и Армении о строительстве – «строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана». Открытие дороги через Мегри созвучно планам почти 30-летней давности времен Тургута Озала, обсуждавшего с Дж. Бушем-младшим идею обмена Лачинского на Мегринский коридор (район) еще в 1992 году.

Согласно Указу президента России, Федеральной службе безопасности поручается «осуществлять контроль за обеспечением Республикой Армения транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой для беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». Вместе с тем профильное турецкое министерство уже выразило заинтересованность в проектировании дороги, способной значительно изменить карту региона. Будущий «коридор» из Турции в Азербайджан обеспечит давнюю мечту пантюркистов о непосредственном сухопутном коридоре к западным и восточным берегам Каспия с выходом в Центральную Азию.

Окончательное подведение итогов второй карабахской войны, заметно повлиявшей на расстановку сил на Кавказе, безусловно, еще впереди. Однако уже сейчас вполне очевидно, что переформатирование границ и формирование новых транспортных коридоров имеют немаловажное геополитическое измерение, и далеко не факт, что позитивное для России. Активно поддерживая официальный Баку, эрдогановская Турция настойчиво пытается закрепить себя в качестве полноправного игрока в Закавказье, как минимум равного России. Понятно, что подобного рода устремления едва ли могут устраивать российскую сторону – по причине как собственных амбиций новоявленного «султана», так и тесных разведывательных, военно-политических и иных связей Анкары с Лондоном.

В этой связи поражение вечером 9 ноября вертолета ВКС России МИ-24 из Нахичевана над территорией Армении на этапе марш-броска российской военной колонны по маршруту Ереван – Горис, конечно, не является случайностью. Дополнительное тому подтверждение – уверенно-наглые высказывания бакинских политиков и дипломатов, явно поющих с голоса «большого брата». С учетом сохраняющегося присутствия в регионе переброшенных Турцией в Азербайджан для

войны против Арцаха боевиков-исламистов российская миротворческая миссия в регионе может столкнуться с серьезными вызовами. Водворение протурецких террористических групп где-нибудь в оккупированном Гадруте или Шуши (на въезде в который уже вывешен турецкий флаг), с учетом печально известного сирийского опыта, чревато очередной военной эскалацией.

Все это представляет непосредственную опасность как для Москвы, так и для Тегерана, крайне встревоженного появлением на своей северной границе незваных «гостей». В Анкаре продолжают упорно настаивать на размещении своих «миротворцев» в Карабахе, однако и без этого турецкие военные на постоянной основе легально разворачиваются в прикаспийской стране. Исламская Республика Иран, выступившая в разгар военных действий с собственной миротворческой инициативой, также считает себя вправе претендовать на «особый статус» на Южном Кавказе. Между тем некоторыми американскими экспертами Иран рассматривается по итогам второй карабахской войны в качестве одного из проигравших. Во-первых – в контексте поднимающего голову сепаратизма в северо-западных провинциях Ирана с преимущественно тюркоязычным населением. Во-вторых, иранцам придется потратить время, экономические и силовые ресурсы с тем, чтобы «приспособиться к новой геополитической реальности вдоль своей северной границы с Азербайджаном», отвлекая их от Персидского залива и от Сирии. Есть и еще один аспект. До сих пор Баку использовал иранскую территорию для сухопутного транзита в Нахичеван и для поставок туда природного газа. В случае же открытия коридора через Мегри (и реализации объявленных планов строительства газопровода из Турции) Иран станет менее важным для Азербайджана и, вероятно, динамика двусторонних отношений изменится в пользу Баку, являющегося операционной базой по сбору разведданных США и Израилем, а также крупным заказчиком израильского оружия. Наконец, новые проекты западных компаний в Азербайджане (например добыча британской Anglo Asian Mining золота в Зангелане) могут содержать не только сугубо экономическое измерение.

Слом сохранявшегося четверть века статус-кво на Кавказе чреват и другими вызовами для Тегерана. Выдвинув к Араксу дополнительные воинские части и бронетехнику, иранцы страхуются от неприятных неожиданностей, которые, в случае дальнейшего усиления соседней «региональной сверхдержавы» (члена НАТО), не заставят себя долго ждать. Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, ранее представлявший дипломатические инициативы Тегерана в Баку, Москве, Ереване и Анкаре, опроверг слухи об изменении транзитных путей как «дезинформирующие»: «Заявления о якобы создании коридора внутри Армении или даже внутри Ирана и об изменении геополитики региона не соответствуют действительности».

14 ноября, по сообщению иранских СМИ, части Корпуса стражей исламской революции обстреляли позиции боевиков «по ту сторону границы», совершивших ранее нападение на пограничников в провинции Западный Азербайджан, в результате которого погибли три иранских пограничника. Тесное сотрудничество Москвы с Тегераном на Ближнем Востоке и на Кавказе в условиях стратегических сдвигов, явно неблагоприятных для России и Ирана, включая разрастание турецкого террористического гнезда, видится в этой связи безальтернативным.

Источник
Андрей
 
Арешев
04 декабря, 13:59