Аммиакопровод Тольятти – Одесса: есть ли альтернативы?

09 декабря, 21:53

 

Террористическая угроза из Киева как фактор диверсификации путей российского экспорта

Под контролем британских спецслужб и при помощи канадской ЧВК GardaWorld киевский режим готовит провокацию, призванную сорвать инициативу ООН по возобновлению транзита аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса, заявил военно-дипломатический источник РИА Новости. По имеющимся данным, на Одесском припортовом заводе предполагается взорвать крыши хранилищ аммиака и цехов, обставив их как «ракетный удар» российской армии. Как и в случае с сентябрьским подрывом «Северных потоков», цель очередной диверсии – лишить российскую сторону возможности поставлять аммиак в другие страны, прежде всего в развивающиеся.

23 ноября Президент России Владимир Путин заявил о готовности к расширению работы по поставкам удобрений на мировые рынки, отметив при этом, что работа в этом направлении «идёт успешно, несмотря на искусственные препоны со стороны ряда стран».

О том, что проработка вопроса о возобновлении поставок необходимого для производства удобрений сырья активно ведётся, свидетельствует, в частности, недавнее заявление заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартина Гриффитса о том, что переговоры идут весьма успешно и могут завершиться уже в скором времени: «…мы довольно близки, мы приближаемся к этому на этой неделе. Я думаю, мы добьемся этого».

Аммиакопровод Тольятти-Одесса исправен и может быть перезапущен, основания для поставок по нему прописаны в продуктовой сделке, заявил 17 ноября в интервью РИА Новости заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин: «Документальная основа для вывоза аммиака через Черное море имеется. В частности, это касается аммиакопровода Тольятти – Одесса. По имеющейся информации, этот трубопровод находится в исправном состоянии и технически вполне может быть перезапущен». Дипломат особо подчеркнут, что транзит по указанному маршруту «не должен обставляться никакими предварительными условиями».

Как известно, экспортные поставки продукции ОАО «Тольятти-Азот» (Самарская область) и АО «Минудобрения» из Россоши (Воронежская область) на Одесский портовый терминал «ОПЗ» были приостановлены на следующий день после начала специальной военной операции, 25 февраля.

Протяжённость действующего с 1980 года продуктопровода Тольятти – Россошь – Днепропетровск – Григорьевский лиман / Одесса – 2420 км, в том числе по российской территории – более 1400 км; годовая мощность – до 2,6 млн. тонн (на полную мощность аммиакопровод запущен весной 1981 г.). Решение о его строительстве стало следствием договорённостей брежневского руководства с компанией небезызвестного Арманда Хаммера «Оксидентл петролеум корпорэйшн» («OPC») в 1973 году, соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР вышло в июне 1975 г. Экспортный маршрут проходит по пяти областям РСФСР (Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской), Луганской Народной Республике (в составе России с сентября 2022 г.) и по трём областям бывшей Украинской ССР. Российский участок артерии эксплуатирует ПАО «Трансаммиак» (Тольятти), в то время как украинский – УГП «Укрхимтрансаммиак» (Киев). Экспорт аммиака через Одессу осуществлялся, в основном, в США (не менее 50% объема), во Францию (свыше 15%) и еще примерно в 20 стран дальнего зарубежья.

Для строительства аммиакопровода с Запада поставлялись трубы и смежное оборудование, закупленные по льготному кредиту в 1975-76 гг. от группы финансовых структур США в 210 млн. долл. сроком на 25 лет. Кредит пролоббировали структуры Хаммера, соответствующий контракт был заключен 16 октября 1975 г. с той же «OPC» и французской «Антер.епоз» – давним партнером хаммеровской компании. Частично средства кредита пошли на строительство «Тольятти-Азота» – завода аммиака и карбамида в Тольятти, а также – одесского химического терминала «ОПЗ» в Григорьевском лимане. Советский (а после 1991 года российский) аммиак поставлялся фактически по бессрочному контракту и по ценам на 13-16% ниже мировых.

Характерно, что «любимый капиталист Советского Союза», господин Хаммер лоббировал данный проект ещё со второй половины 1960-х, по мере быстрого роста спроса за океаном в Северной Америке на аммиак и продукты его переработки, особенно на азотные удобрения. А в начале 1970 года «хаммеровские» эксперты выяснили, что импортировать эту продукцию менее накладно, нежели производить у себя дома, да и политически выгоднее. Ширились закупки Советским Союзом в Северной Америке зерновых, а Леонид Брежнев был предрасположен к политике разрядки и к развитию советско-американских отношений. Соответственно, выбор в пользу «советского» аммиачного пути подразумевал более тесную интеграцию СССР в «международное разделение труда» в роли поставщика первичного сырья, а в качестве сверхзадачи, усиление влияния Белого дома не только на торговую, но и на внешнюю политику Москвы в целом (сдаётся, «отголосок» этой политико-экономической привязки косвенно подтверждён и в инициативе РФ по возобновлению работы аммиакопровода). Вскоре Арманд Хаммер установил доверительные взаимоотношения с тогдашним главой советского государства, что положительно сказалось на реализации проекта, запущенного в начале 1980-х годов, несмотря на санкции Запада после ввода советских войск в Афганистан.

В 1980-х годах «OPC» планировала продлить трубопровод из района Одессы в один из дунайских портов Украинской ССР, однако вскоре проект сочли нерентабельным из-за падения спроса на аммиак в придунайских странах и из-за ужесточения Дунайской комиссией экологических требований к грузовому судоходству в обширном бассейне крупнейшей европейской реки. В настоящее же время спрос на российские аммиак и продукты его переработки, особенно на азотные удобрения, растёт почти по всей Европе, и как знать, не возникнет ли со временем вопрос о возвращении к этому проекту – разумеется. уже в новых, «пост-украинских» геополитических условиях?..

Рассматривались, начиная с 1980-х годов, и иные дополнительные варианты экспорта продукции химической отрасли: так, некоторые эксперты предлагали построить ответвление аммиакопровод из Тольятти на Новороссийску, Тамань, Туапсе и Темрюк, с сооружением в этих портовых городах терминалов для экспорта «наливной» химии. По этой теме неоднократно проводились конференции, общественные слушания, периодически продолжающиеся и поныне. Но пока суд да дело, продуктопровод к Одессе работал вполне исправно, причём Киев ежегодно получал за транзит аммиака до 100 млн. долл., в то время как экспортная выручка РФ за экспорт по этому маршруту составляла до 2,4 млрд. долл. в год.

Увы, предполагаемый российский терминал для экспорта «жидкой химии» в порту Тамани (проект начала 2000-х годов) не реализован и поныне, да и соединение его продуктопроводом с российскими производителями аммиака и смежной продукции не планируется. Как отмечалось на сентябрьской видеоконференции «Строительство перевалочного комплекса аммиака и удобрений мощностью в 5 млн. тонн в год в морском порту Тамань», запланированное ранее сооружение таких терминалов к середине 2020-х, скорее всего, снова откладывается по финансовым причинам и ввиду ужесточения антироссийских санкций. Российские производители этих видов продукции издавна пользовались для экспортных поставок специальными мощностями в ближнем зарубежье: в портах Одесса, эстонском Силламяэ и латвийском Вентспилсе (1), но в этом году их использование по известным причинам «стало практически невозможным». Согласно высказанным на форуме мнениям ряда участников, «выжидание» российского бизнеса в отношении этих проектов обусловлено не в последнюю очередь надеждой на скорое возобновление перевалки на Украине и в Прибалтика российской нефте- и химическое продукции в полном объеме. Ну не наивность ли?.. Торможение строительства Таманского терминала может быть связано и возможной долей «OPC» в украинском секторе как аммиакопровода Тольятти – Одесса, так и в Одесском «аммиачном» терминале. И потому она, разумеется, категорически против каких-либо альтернативных маршрутов для экспорта этого продукта из России. Если это именно так, то цель очевидна: навсегда привязать российский аммиачный транзит и экспорт соответственно к Украине и Северной Америке.

Альтернативные проекты нередко сопровождаются протестами со стороны местных защитников окружающей среды, похоже, неплохо стимулируемыми сторонниками бессрочного, несмотря ни на что, транзита российской нефтегазовой и химпродукции именно через территории, контролируемые киевским режимом. Но едва ли терпима ситуация, при которой враждебные режимы сохранят рычаги давления на транзит ключевых товарных групп российского экспорта. Киевские марионетки англосаксов откровенно демонстрирует свою террористическую сущность – так не пора ли пересмотреть прежние инерционные подходы, ещё и до 24 февраля показавшие свою, мягко говоря, недостаточную адекватность? Ведь если бы сооружение альтернативной инфраструктуры аммиачного экспорта не откладывали бы в долгий ящик – возможно и поводов для военно-политического шантажа, в том числе связанного и с находящейся на российской территории Запорожской АЭС, было бы у противника куда как меньше…

По материалам Фонда стратегической культуры

Примечание:

(1) Имеется информация о продолжении экспорт некоторых объемов белорусской (Новополоцкий нефтегазохимический комплекс) и, возможно, российской «наливной» химии через Вентспилс. В России неоднократно заявляли о прекращении экспорта химической продукции через Латвию начале 2000-х годов.

Дмитрий
 
Нефёдов
09 декабря, 21:53