20-летие «Ирана и Кавказа»: знаковый бренд Армении

31 октября, 14:12

 

Двадцатилетие журнала «Иран и Кавказ» отметили крупной научной конференцией

21-23 октября в Агверане (Армения) прошла международная научная конференция, посвященная 20-летнему юбилею одного из самых престижных в мире востоковедческих журналов «Иран и Кавказ» (Iran and the Caucasus, Brill: Leiden-Boston). Это периодическое издание является одним из самых рейтинговых в мире, и, как заявил в своей речи проректор Российско-Армянского (Славянского) университета Паргев Аветисян, превратилось в знаковый гуманитарный бренд Армении.  История появления журнала примечательна и удивительна. Столь значительное на сегодня издание создавалось, по словам его основателя и главного редактора, профессора Гарника Асатряна, без  финансирования, государственной поддержки или содействия каких-либо некоммерческих организаций. 

Форум собрал около 80 ученых из разных стран -  Австрии, Австралии, Великобритании, Венгрии, Германии, Грузии, Ирана, Италии, Испании, Китая, Польши, России (в том числе из Дагестана и Осетии), США, Турции, Франции, Швейцарии. Тематика представленных на конференции докладов касалась истории, литературы, этнографии, лингвистики, религиоведческих и политических исследований.  В силу специфики этнокультурной и этнодемографической ситуации на Южном Кавказе, особый акцент был сделан на талышеведении, проблемах автохтонных народов региона, а также езидоведении. 

Специальная секция по талышеведению была организована в рамках научного проекта «Сравнительный анализ талышей Ирана и Азербайджанской Республики», реализуемого группой ученых - историков, лингвистов и этнографов - под руководством профессора Гарника Асатряна, который выступил с докладом, посвященным актуальным проблемам современного талышеведения.

Что касается езидов, то они также всегда были в центре внимания армянских востоковедов. По данной теме реализован целый ряд проектов, изданы десятки статей, монографии по религии, проблемам идентичности и т.д.

«Еще в XIX веке армянские интеллектуалы первыми начали исследования по этнографии, культуре, религии езидов, издали первые образцы езидского фольклора. Уже в конце XIX-начале XX вв. езиды получили здесь доступ к образованию на родном языке: в 1898 и 1904 годах в селах Кондахсаз и Зор были открыты первые в мире школы для ездидов. Именно в Армении сформировались первые поколения езидской интеллигенции. В советский период в Армении активно издавался езидский фольклор, научные труды по езидизму. Уже в независимой Армении были изданы учебники родного языка и литературы езидов для школ c преподаванием езидского языка. Действует государственная программа езидского радио, выходит езидская газета», - отметила кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии и этнографии Академии наук Республики Армения и Российско-Армянского Униерситета Виктория Аракелова.

Один из представленных ей докладов был посвящен проблемам трансформации езидской идентичности на фоне распространения христианства среди езидов.  В докладе В.Аракеловой «История христианской мученицы езидского происхождения» анализируется относительно новое явление - распространение православия, а также  неопротестантских конфессий в езидской среде.  Основной акцент работы был сделан именно на православии. Неопротестантские проповедники среди данной этнической группы гораздо более успешны – их пропаганда ведется в основном в деревнях, в местах компактного проживания езидов. Православие же не столь активно - православных миссий, проповедующих в езидской среде, практически нет - но при этом его распространение можно назвать устойчивой тенденцией.  Источниками исследования стали интервью прозелитов, езидов-неофитов, шейхов и других авторитетных в общине лиц.

Доклад по геноциду езидов, основанный на множестве официальных документов, представил Питер Николаус, бывший представитель Верховного коссисариата ООН по беженцам (Зальцбург-Вашингтон).

В докладе Джонни Чанга из Национального института языков и восточных цивилизаций (INALCO, Париж) анализировались элементы средневекового суфизма в езидском религиозном фольклоре.  Докладчик отметил ряд знаковых суфийских идей в  езидских религиозных песнопениях, а также  ряд параллелей в символах  и мотивах.  

Вопросы домусульманских и дохристианских религиозных течений региона были затронуты в выступлениях Муртазали Гаджиева (Дагестанский научный центр Российской Академии наук) «Узел Геракла – символ зороастризма», Йайна Гарднера (Сиднейский университет) «Бывал ли Мани в Армении?» и ряде других. 

Ислам также оказался в сфере интересов целого ряда гостей форума.  Так, Магомед Шехмагомедов (Дагестанский научный центр РАН, Махачкала) рассказал об источниковедении суфизма и критике салафизма в трудах дагестанских суфийских шейхов начала XX века. В докладе была отмечена интересная тенденция, согласно которой критики салафизма зачастую не отличали его от более ранних мусульманских реформаторских движений – Мухаммада Абдо и Джелаладдина Афгани, хотя последние имели целью не радикализацию мусульман, а, наоборот, приведение их образа жизни в соответствие с реалиями начала XX века. В докладе рассмотрено наследие шейхов аль-Кахи и аль-Асали, принадлежавших к накшбандийскому и шазилийскому тарикатам. 

Интересное с этнографической точки зрения явление – формирование агиографии вокруг живой персоны по аналогии с житиями шиитских мучеников – представлено в докладе Антона Евстратова (Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван) «Касем Сулеймани – «живой мученик» современного Ирана». Докладчик  сделал упор на мифологизации персоны и деятельности командира бригады «Аль-Кодс» генерал-майора Касема Сулеймани. В частности, рассказы о Сулеймани автор доклада сравнил с историями о имаме Али – главном ориентире шиитского героизма и мученичества. При этом понимание мученичества в шиизме, по словам А.Евстратова, кардинально отличается от его понимания в христианстве. Шиитский мученик не отказывается добровольно от вооруженной борьбы, а, невзирая на численное и любое другое превосходство противника, встает против несправедливости.  Шиитский мученик – всегда революционер,  борец  с угнетением, однако главное в его поступке – не конечный результат, а именно тот «месседж», который он несет окружающим.

Целая группа выступлений касалась культуры и диалектов Южного Каспия. Ваге Бояджян (Институт Археологии и этнографии НАН Республики Армения) представил исследования адаптационных преимуществ афганских мигрантов на востоке Ирана – в Белуджистане. На стыке этнографии и биологии написана работа Левона Епископосяна (Институт молекулярной биологии  НАН РА) «Генетический ландшафт Армянского нагорья».

Конференция, проходившая на протяжении трех дней, сопровождалась банкетами, культурной программой, в частности, экскурсией в монастырь Кечарис в Цахкадзоре.  

Мероприятие активно освещалось армянскими, российскими и иранскими СМИ  и смело может считаться одним из знаковых научных событий уходящего года не только для Армении, но и, учитывая авторитет журнала «Иран и Кавказ», для всего мира.

Сооргранизаторами мероприятия, наряду с собственно журналом «Иран и Кавказ», выступили Кавказский Центр Иранистики (Ереван), Российско-Армянский (Славянский) Университет и Институт автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона при информационной поддержке ARMACAD.

Фото Шабнам Садржамали

Антон
 
Евстратов
31 октября, 14:12