«Общекурдское единство, как ранее, так и сейчас - миф»

23 ноября, 22:02

 

Окончание. Начало здесь и здесь

10 ноября 2017 г. в Российско-Армянском (Славянском) университете в Ереване прошел организованный Институтом востоковедения РАУ круглый стол «Курдский вопрос и проблемы негосударственных народов» с участием специалистов из Армении и России. Директор Института, заместитель директора Центра азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), профессор Гарник Асатрян справедливо назвал его важным событием в академической жизни Армении и постсоветского пространства. Этот текст завершает серию материалов, рассказывающих о работе круглого стола.

Как подчеркнул в докладе «Мифы о курдском единстве: синджарское отрезвление и безрадостные перспективы» сотрудник Института гуманитарных наук РАУ Антон Евстратов, исторически ни «курдского единства», ни, тем более, курдской государственности никогда не существовало. «Курдский национализм как таковой организационно оформился лишь во второй половине XIX в., когда в немногочисленной курдской интеллигентской среде Османской империи возникли «Партия союза и прогресса», а затем в Каире стал издаваться журнал «Курдистан», едва ли не впервые «засветивший» в СМИ это название, а также идею общекурдского единства, - напомнил он. - Далее было «Общество развития и прогресса Курдистана» и даже «Гражданское государство турецких курдов».

Примером государственности турецких курдов можно считать Араратскую Курдскую республику, просуществовавшую на востоке Турции около трех лет (1927-1930 гг.) и не представлявшую не только «всех», но даже турецких курдов. Можно вспомнить и созданный на территории СССР «Красный Курдистан».

Что касается нынешней ситуации с курдским референдумом, то внутрикурдская политическая ситуация в Иракском Курдистане более чем сложна, и говорить о единстве хотя бы среди курдов Ирака, опять-таки, не приходится. «Курдистан» не способен сделать что-либо адекватное по защите своей территориальной целостности в границах проведенного референдума, - весьма жестко оценил возможности курдов Антон Евстратов. - Если в Киркуке имела место проигранная битва, то в Синджаре не было даже столкновения с иракскими военными как такового. Отряды РПК просто оставили этот регион. Таким образом, Киркук и Синджар являются примерами раскола локального иракского «Курдистана» сразу по нескольким линиям - этнической и политической, что не могло не сказаться на военной обстановке».

Исследователь подчеркнул, что единственные политические силы, которые видят Курдистан в виде объединения «курдских» территорий Сирии, Турции, Ирака и Ирана - это левые партии, такие, как турецкая РПК или иранская «Партия свободной жизни Курдистана» (PJAK). «Однако социализм в их понимании чужд огромному количеству курдского населения, живущего в еще племенных реалиях, а идеология находится в жестком противоречии с той, которая проповедуется Демократической партией Курдистана, - подчеркнул он. - Даже социалисты сирийской Рожавы на данный момент удовлетворены автономией, и вряд ли всерьез рассматривают варианты объединения с режимом ДПК в Ираке или какими-либо иными частями умозрительного «Курдистана».

Устремления некоторых особо радикальных курдских идеологов и политиков и их желание радикально перекроить карту Ближнего Востока не проистекает непосредственно из курдской среды, констатировал Антон Евстратов. «И курдская государственность в локальном виде, и глобальный «Курдистан» - не что иное, как изобретение западной дипломатии и спецслужб, призванное обеспечить еще один инструмент воздействия на ближневосточные политические реалии, - считает он. -В последнее время к ним присоединились и некоторые местные, ближневосточные игроки, настроенные на ослабление светских и шиитских государств региона, прежде всего, Саудовская Аравия. Это только подтверждает несамостоятельный характер действий курдских политиков, идеологов и боевиков».

Вывод исследователя: «Идеальная в глазах стороннего наблюдателя модель «Курдистана» не имеет ничего общего с социально-экономическим, политическим, экономическим положением курдов в каждой из стран их проживания, и не должна вводить в заблуждение ни самих представителей данных общностей, ни их внерегиональных друзей - настоящих и мнимых. Общекурдское единство, как ранее, так и в настоящее время - миф».

Крайний слева - Антон Евстратов

Лидер Талышского национального движения Фахраддин Абосзода, выступивший с докладом «Курдский референдум и Талышское национальное движение», как бы подытожил все прозвучавшее на круглом столе, отметив, что после скоропалительного референдума курды должны начать с «чистого листа» - строительства единой нации. Главным уроком происшедшего для талышей и других народов, борющихся за независимость, он назвал то, что «нельзя допускать, чтобы народ становился марионеткой в руках внешних игроков». К серьезным выводам подталкивает и негативная роль курдского руководства, показавшего себя с самой непривлекательной стороны, что будет иметь серьезные последствия для всего курдского движения.

Специалист Института экономики РАУ Арутюн Месробян обратился к экономическим мотивам и следствиям курдского референдума. «Вопрос, вынесенный на референдум, не случайно касался территорий, находящихся за пределами Иракского Курдистана, где сосредоточены основные запасы «курдской» нефти, - подчеркнул он в докладе «Независимость Курдистана - катализатор регионального энергетического торга». - Его проводили не для того, чтобы действительно достигнуть независимости, а чтобы взорвать ситуацию». Экспорт нефти из Ирака снизился в октябре на 7%, при этом баррель нефти с 27 октября стоит 60 долларов, отметил Арутюн Месробян. Куда конкретно отправились огромные средства, которые были получены в результате всей этой «операции», отследить достаточно трудно, но очевидно, что стоящие за этим компании и отдельные лица как минимум значительно умножили свои состояния. Трансформация иракского рынка нефти в обозримом будущем отразится на судьбе армянского государства, полагает он.

Увлекательная презентация «Системы ценностей турок и курдов Турции: сравнительный анализ» заместителя директора Научно-образовательного фонда «Нораванк» Самвела Манукяна, проанализировавшего данные ряда крупных социологических исследований, показала, что численность курдов в сравнении с турками увеличивается значительно быстрее, что у курдов значительно выше сплоченность малых групп, а также толерантность (в том числе к представителям других вероисповеданий и национальностей). Хотя они несколько отстают от турок в социальном времени, фоновое положение курдов в Турции будет улучшаться, и если основным ресурсом турок является государственный репрессивный, то у курдов это «мягкая сила». Эти данные вызвали краткую, но бурную дискуссию. Так, профессор Гарник Асатрян не согласился с тезисом о более высокой «толерантности» курдов - на основании многолетнего изучения вопроса, в том числе, в полевых условиях, он пришел к противоположному выводу: курдское общество в целом более ксенофобское.

Самвел Манукян

Участники круглого стола обсуждали не только современность. Большой интерес вызвал доклад сотрудника Института гуманитарных наук РАУ Ерванда Маргаряна «Приевфратский фронтир c древнейших времен до падения Византии: «претерпевание» новой реальности», ставший для многих глубоких историческим экскурсом. «Происходящее сейчас в Тигро-Евфратском регионе повторялось уже много раз, - констатировал ученый. - Он является одним из примеров типичной фронтирной зоны. «Малая война» была и остается образом жизни местного населения, и она будет продолжаться без конца».

Ерванд Маркарян, Гарник Асатрян

Помимо собственно «курдского вопроса», в докладах и обсуждениях были затронуты проблемы целого ряда народов Переднеазиатского региона: белуджей, талышей, езидов и других. Наиболее ярким стало завершившее основную часть мероприятия выступление сотрудника Института востоковедения РАУ Ваге Бояджяна «Манипуляции с белуджским вопросом в Иране в свете актуализации сецессионных процессов в регионе». Ученый подробно рассказал о положении белуджей и плачевном состоянии современного белуджского национального движения. Проблемы этого малоизученного ираноязычного народа, чаяния которого остаются неизвестными широким кругам армянской и российской общественности, вызвали живой отклик у участников круглого стола.

Достойным финалом круглого стола, работавшего практически без перерыва около семи часов, стала презентация последней новинки Кавказского геополитического клуба - книги Фахраддина Абосзоды «Мыслить немыслимое: Моя борьба за независимый Талышистан».

Книга состоит из восьми частей, содержание которых тесно взаимосвязано между собой. Открывающая ее подборка интервью автора раскрывает систему его политических и общественных взглядов, а также прогностический талант, от первого лица. Большой блок материалов о разнообразных аспектах ситуации на Ближнем Востоке завершается серией текстов о карабахском фиаско президента Алиева. Две главы посвящены, соответственно, странностям внутренней и внешней политики Азербайджана и многочисленным проблемам, вставшим перед этим государством в результате деятельности его руководства. Следующие главы рассказывают о деструктивных аспектах работы азербайджанской диаспоры в РФ и российско-азербайджанских отношениях, рассматриваемых через призму бакинской прессы. Наконец, последняя часть книги посвящена избранию Дональда Трампа президентом США.

Все статьи, интервью, обзоры Фахраддина Абосзоды сделаны с предельным напряжением интеллектуальных сил. Лидер талышского национального движения смотрит друзьям и врагам прямо в глаза, и в глаза же говорит им зачастую нелицеприятную правду. «Двадцать четыре года я делаю все для своего народа, для его освобождения, - сказал он на презентации. - Мы должны ускорить процесс распада Азербайджана». В конце ноября-начале декабря 2017 г. презентации книги планируются также в Москве и Санкт-Петербурге.

  23 ноября, 22:02