Государственность: внешнеполитический аспект
Российская государственность: внешнеполитический аспект
На сегодняшний день Российское государство стоит перед серьезными вызовами социально-политического, социокультурного и идейно-смыслового содержания. Тенденции мондиалистской глобализации, входящие в зрелую фазу, напрямую угрожают России уничтожением. Исходя из этого, нашему отечеству необходимо вырабатывать новую, сверхмодернистскую парадигму дальнейшего исторического движения[1].
Осуществлять указанные действия невозможно вне целеполагания относительно внешнеполитического контура российской государственной жизнедеятельности. Главной задачей настоящей статьи является актуализация данного круга вопросов с целью привлечения к нему соответствующего политико-экспертного внимания.
Географическое положение России повлияло на ее судьбу существеннейшим образом. Территория Россия расположена как в Европе, так и в Азии, что исторически обусловило ее статус крупной евразийской державы. Колонизация, как один из основных, по В.О. Ключевскому, фактов русской истории, позволила великорусскому этносу освоить огромные пространства и включить их в рамки своего государства.
В указанном контексте, однако, исключительно важен следующий момент. Россия в отличие от западных держав, колонизировавших территории иных континентов с целью эксплуатации местного населения, осуществляла «собирание народов», формируя, таким образом, гармоничную мозаику, определенную семью этносов, каждому из которых отводилось достойное место.
Данный фактор во многом предопределил особый характер российской государственности, что стало возможным в силу следующих причин. Во-первых, Россия оказывалась одновременно культурно близка как Западу, так и Востоку, что позволило многим специалистам говорить о феномене совершенно особой российской (евразийской) цивилизации. Особенности быта, государственного устройства, общения людей и иные компоненты российской общественной жизни, однако, в значительной степени отличались как от восточных, так и от западных аналогов. Во-вторых, географическое расположение на протяжении веков требовало от России защиты своих рубежей политическими и военными средствами, как на Востоке, так и на Западе, что не могло не способствовать ее сильнейшей цивилизационной обособленности от обоих социокультурных полюсов силы.
Рассмотрим основные идеологические принципы, с учетом которых на сегодняшний день должна строиться российская внешняя политика, исходя из ее исторического опыта и учета тенденций развития современного мира:
Россия - геополитический центр славянства. Идеи панславизма в течение последних нескольких веков пользовались популярностью лишь в определенных интеллигентских кругах (основоположником панславизма можно считать известного политического мыслителя 17 века Юрия Крижанича). Они никогда не вводились в официальные геополитические доктрины славянских государств. В то же время, ряд исторических событий создавал контекст, в котором панславизм мог бы набирать широкие обороты: защита болгарского населения и его освобождение от османского владычества в русско-турецкой войне 1877-1878 годов; освобождение восточноевропейских славян от немецко-фашистской оккупации; продуктивное экономическое и культурное сотрудничество со странами юго-восточной Европы в послевоенные годы и ряд других.
Геополитические противники России не давали возможности для укрепления панславистских настроений, видя в этом, прежде всего, серьезную угрозу собственным стратегическим интересам (к примеру, выход Польши из зоны влияния Запада, утверждение России на Балканах и т.д.). В то же самое время, на сегодняшний день для панславистского возрождения возникли определенные предпосылки, среди которых и бедственное материальное и духовное положение восточноевропейских стран в сегодняшней Еврозоне, и экономический интерес, позволяющий соответствующим странам при благоприятной конъюнктуре реализовывать львиную долю своей продукции на российский рынок. Исходя из этого, социокультурное сотрудничество со славянским контекстом и подтекстом смогло бы в дальнейшем позитивно отразиться на укреплении геополитических позиций России.
Россия - геополитический центр Православия. Еще в 15 веке монах Филофей разработал концепцию «Москва-Третий Рим», в соответствии с которой Московской Руси впервые выпала космообразующая роль духовного лидерства. На протяжении веков она подтверждалась тем, что многие православные народы перед лицом смертельной угрозы не единожды защищались единоверными российскими войсками (например, Болгария, Грузия и Армения в 18-19 веках). Збигнев Бжезинский, последовательный идейный противник России как цивилизации, говорил о русском православии как о силе, содержащей в себе серьезную угрозу американским интересам, понимая как социообразующую, так идейно-смысловую нагрузку православного эгрегора в жизни российского общества.
Россия – стратегический союзник традиционного, ханафитского ислама. В нашей стране много столетий подряд бок о бок с русскими живет огромное количество мусульманских народов. Исповедуемый ими традиционный ислам на сегодняшний день является не только одним из неотъемлемых элементов российской духовной культуры, но и важнейшей духовной составляющей современной российской государственности. Данное положение во многом является ответом на вопрос, почему российское государство систематически атакуется вахаббитско-салафитскими силами и иными контрмодернистскими группами, мечтой которых является построение «нового средневековья» и «нового халифата». Исходя из этого, России жизненно необходима выработка собственной доктрины, позволяющей ей в дальнейшем находить в мусульманском мире долговременных и подлинных союзников.
Россия – геополитический центр постсоветского пространства. Распад Советского Союза, по выражению Президента Российской Федерации В.В. Путина, явился «величайшей геополитической катастрофой». Обвал экономических связей, системы социокультурных взаимоотношений, создание очагов многочисленных межнациональных войн – факторы, способствующие возникновению множества неисчислимых бед и человеческих трагедий. На сегодняшний день восстановление евразийского постсоветского пространства как геополитически и идеологически целостного социального феномена является для России жизненно необходимой неотменяемой задачей. Одновременный рост западного гегемонизма, производимый в мондиалистской глобалистической оболочке, современного Китая, стремительно проходящего стадию догоняющего Модерна и пристально смотрящего на «северные земли, подлежащие освоению» в совокупности с накаливанием южной контрмодернистской вахаббитско-салафитской халифатистской дуги говорит о том, что исторического времени, дающего России шанс на спасение в отстраивании соответствующей евразийской геополитической оболочки, остается совсем немного[2].
Россия – евразийская держава, мировой геополитический центр силы. Существующий сегодня однополярный мир, возглавляемый США как ведущей военно-экономической сверхдержавой, движется к своему закату. Тенденция становления нового би- либо многополярного мира - общепризнанный факт, убедиться в котором легко, наблюдая за стремительным ростом Китая. Главной задачей России как государства в бурных и непростых реалиях 21 века является осуществление функции эффективной самозащиты и одновременное взятие на себя значительной доли идейно-смысловой ответственности за будущий мировой порядок и мировую безопасность.
Россия – всемирный политико-идеологический центр противодействия глобализационным (мондиалистским) процессам, основанного на реализации сверхмодернистских идей многообразия мира, социальной справедливости, братства людей и народов. Сегодня, в эпоху зрелой мондиалистской глобализации, обозначенная выше повестка дня звучит в высшей степени актуально. От указанных процессов сегодня страдают все, но больше всего они угрожают России. Если наше государство сумеет мобилизовать соответствующий гуманитарный научно-художественный потенциал и выстроить реализующую его на практике систему социальных коммуникаций будущего – она спасет не только себя, но и все человечество.
Оговорив предполагаемые базовые принципы российской внешней политики, рассмотрим теперь конкретные реалии взаимоотношений России с другими регионами планеты.
На сегодняшний день крайне важным представляется характер и степень глубины отношений между Российской Федерацией и «совокупным Западом». США на сегодняшний день до сих пор остается крупнейшим военно-политическим и экономическим субъектом планеты, стремящимся к полнокровному мировому господству. Мощь США существенно подкрепляется мондиалистскими структурами экономической и социально-политической власти. Отношения же США и Западной Европы характеризуются следующей спецификой. Американское политико-экономическое и идеологическое господство в европейских делах воистину огромно. Европейские элиты, проявляя исключительную слабость, беспомощность и бессубъектность, ведут свои страны в американском фарватере. Это движение часто имеет самоубийственный характер, ибо совокупность американских внешнеполитических доктрин предписывает максимально ослаблять того, кто потенциально может приблизиться к уровню Дяди Сэма.
В то же время, говорить о полном американо-европейском единодушии на сегодняшний день нельзя, ибо между этими полюсами силы имеются серьезные и реально осязаемые экономические противоречия. К ним, в частности, относится система возможностей доступа к различным природным ресурсам (в первую очередь, энергетическим), а также доминирования на третьих пространствах. Политическим лидером Европы на сегодняшний день является Германия, динамично развивающийся бизнес которой отнюдь не намерен делиться сверхприбылями с американскими «кураторами».
России в возможных будущих американо-европейских конфликтах следует выдерживать обособленную и исключительно прагматичную позицию. Выбор вектора отношений должен быть строго ситуативным, каждое действие следует сочетать с соответствующей политической конъюнктурой и учетом реалий текущего момента. Следует помнить, что даже весьма комплементарно относящийся к российской историко-культурной личности европейский политик генерал Де Голль говорил о желаемых перспективах расширения Европы лишь «от Атлантики до Урала», со всеми вытекающими из отсюда последствиями.
Сделаем небольшой акцент на восточно-европейском регионе. Многие страны Восточной Европы, став членами НАТО и Европейского Союза, проводят на сегодняшний день радикальную антироссийскую и проамериканскую политику. Это во многом предопределено русофобскими настроениями политических элит этих государств, работать и вести диалог с которыми российскому руководству в ближайшем будущем окажется крайне трудно. Усилия по переламыванию соответствующей ситуации в российскую пользу возможно будет осуществлять лишь при включении соответствующих механизмов «народной дипломатии», а также воздействуя на указанные социумные пространства через различного рода неполитические структуры: научно-культурные организации и субъекты национальной экономики. С первыми следует вести разговор о различных возможных формах солидарности (культурной, религиозной, общеславянской и др.), со вторыми - искать возможности стратегического выгодного сотрудничества.
Роль Китая в сегодняшней мировой социально-политической и экономической действительности как крупнейшей державы переоценить крайне трудно. В условиях сегодняшних общепланетарных глобализационно-мондиалистских тенденций избежать тесного и всестороннего российско-китайского сотрудничества попросту невозможно. В то же время, Россия, ведя российско-китайский комплексный диалог, должна осознавать, что осуществляет его с цельным субъектом мировой политики, имеющим собственную стратегию развития и средства для ее реализации. Опасность увлечения «китайскими иллюзиями», свойственная части отечественного левого политактива при гипотетических подкреплениях его общественно-значимыми действиями может стоить российскому государству не меньше, чем осуществляемая сегодня Западом антироссийская экспансия.
На азиатском направлении для России во все века имело большое значение стратегическое партнерство как с Индией, так и со многими государствами мусульманского Ближнего Востока. Серьезным шансом увеличения престижа России в указанных регионах является возможность стать посредником в индо-пакистанском переговорном процессе с использованием всего сложившегося исторического потенциала совместных взаимоотношений.
Подобную роль Россия смогла бы сыграть и на корейском полуострове, используя традиционно-дружескую теплоту к ней северокорейского социума и крупную заинтересованность Южной Кореи в завоевании позиций на российском рынке. Целесообразно также провести активизацию действий России в Юго-Восточной Азии. Вьетнам традиционно считался стратегическим военно-политическим союзником СССР, таковым он мыслит себя и по отношению к сегодняшней России. Потенциал российско-вьетнамских отношений до сих пор остается высоким и во многом нереализованным.
Для мировых центров силы не меньшая геополитическая значимость принадлежит Ближнему Востоку. Указанный фактор имеет не только экономическое (мировые запасы нефти) и военно-стратегическое, но и религиозно-символическое измерение.
Для российской внешней политики на Ближнем Востоке целесообразно придерживаться следующих геополитических ориентиров:
1) обеспечения безопасности и надлежащей охраны православных святынь и всестороннего функционирования православных организационных центров региона;
2) поддержания долгосрочных стратегических отношений с политическими режимами, опирающимися на идеи национальной идентичности, социальной справедливости, религиозной терпимости, противостоящими глобализационным (мондиалистским) процессам. В настоящее время подобным государством является Сирия, в советское время к ним можно было отнести Ирак, Палестину, Египет времен президентства Гамаля Абделя Насера, и ряд других арабских государственных образований. Эти режимы традиционно и эффективно противостояли вахаббитско-салафитским и иным радикально-исламистским силам;
3) идейно-смыслового модерирования Россией процесса создания в регионе системы коллективной безопасности. Агрессия стран НАТО в отношении Афганистана, Ирака и Ливии фактически уничтожила на этих землях государственный уклад, что привело к масштабной межрелигиозной и межнациональной розни и многочисленным человеческим жертвам на указанных терриотриях. Только коллективные усилия самых разных мировых и региональных сил, определяющих вектор развития Ближнего Востока, способны остановить эскалацию военных действий и деградацию общественной жизни в указанном регионе планеты.
Рассмотрим теперь проблематику африканского континента. Указанное геополитическое пространство на сегодняшний день стремительно архаизируется, представляя из себя арену борьбы трех общемировых проектов 21 века: постмодерна (совокупный Запад), контрмодерна (радикальный исламизм, работающий в основном в североафриканских странах) и догоняющего Модерна (китайской экспансии).
Африканский урок весьма актуален и важен для России, ибо на ее территорию проецируется в видоизмененной форме та же система глобальных опасностей. Россия, как и Африка, не способна вписаться как целостность ни в один из вышеуказанных политических проектов, а потому возможность ожесточенного столкновения их адептов на ее территории представляет для нее смертельную угрозу. Россия должна изучать современную Африку с прагматически-прикладной целью безопасности, ведя соответствующий диалог с ее политическими элитами и представителями гуманитарной интеллигенции.
В завершение статьи кратко оговорим сегодняшние реалии Латинской Америки. В этом регионе России открывается огромных спектр перспектив как экономического, так и идейно-гуманитарного сотрудничества. Цивилизационное пространство Латинской Америки - настоящая сокровищница идей, созвучных традиционным многовековым российским идеалам. Сказанное относится и к левому латиноамериканскому национально-освободительному движению, и к католической «Теологии Освобождения», и ко многим иным идейно-смысловым социальным течениям. В случае принятия Россией в будущем сверхмодернистской константы развития у отечественных властных, научных и творческих структур откроется огромный фронт гуманитарно-идеологического сотрудничества, направленного на взаимообогащение российского и латиноамериканского цивилизационных пространств.
Последние годы Россия стала все сильнее демонстрировать волю к возвращению себе статуса мировой державы. В успехе данной тенденции, равно как и в последующем удержании достигнутых рубежей, огромная роль будет отведена качественной реализации дипломатической функции государства, что в свою очередь, не сможет не потребовать наличия соответствующей сверхмодернистской идейно-смысловой базы как фундамента ее долгосрочного осуществления.
В настоящей статье мы пытались показать, что цивилизационная альтернатива двадцатилетней вестернизации как императива внешней политики возможна. Однако как и в какой мере она будет реализовываться на практике, покажет будущее.
Примечания:
[1] Подробнее об этом: Александр Сергеев. Естественные процессы «глобального человейника» // http://kavkazgeoclub.ru/content/estestvennye-processy-globalnogo-cheloveynika
[2] Подробнее об этом: Александр Сергеев. Цивилизационные границы России // http://www.regnum.ru/news/polit/1903183.html#ixzz3TuCYWslm