«Газовый вираж»-2019 и его возможные последствия

03 января, 15:27

 

За сутки до наступившего 2020 года «Газпром» и «Нафтогаз» заключили пакетное газовое соглашение, которому предшествовали пять дней непростых переговоров в Вене, где, как утверждает глава украинской компании Андрей Коболев, борьба шла «за каждую запятую». В предновогодней горячке ставить свои подписи под документами сторонам пришлось в разных местах. «Я подписал в Вене в 14:30, а глава Газпрома Алексей Миллер вечером подписал в Санкт-Петербурге. Мы с ним проводили переговоры до глубокой ночи…», – отметил исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

О чём же речь после многолетних конфликтов, обвинений, тяжб и разбирательств? Во-первых, «Газпром» подписал с украинской компанией соглашение об урегулировании существующих споров, предполагающий отзыв всех взаимных арбитражных исков, по которым не принято решений, и отказ от всех возможных претензий по контрактам от 19 января 2009 года в будущем. Ещё до этого, 27-28 декабря «Газпром» оперативно выплатил Киеву по решению Стокгольмского арбитража 2,9 млрд. долларов за некие «убытки» в начале – середине 2010-х годов от прекращения поставок и транзита газа (1).

Во-вторых, «Газпром» и украинское министерство юстиции заключили безотзывное мировое соглашение, предусматривающее отказ Украины от всех текущих и возможных будущих требований к «Газпрому», основанных на решении Антимонопольного Комитета Украины. Считается, что таким образом Киев дезавуировал ранее выставленные претензии Антимонопольного комитета Украины на 7,4 млрд. долларов, что позволит «Газпрому» зайти на украинский рынок и работать непосредственно с потребителями. Стороны договорились о возможности возобновления прямых поставок российского газа на Украину по цене, рассчитанной на базе спотовых котировок немецкого хаба NCG. По информации Liga.net, пять неназванных украинских компаний подписали контракт с российской газовой компанией о поставках газа с 1 января 2020 года. Ранее Коболев заявил, что не удивится, «если 1 января мы увидим «Газпром-экспорт» поставщиком газа для больших украинских потребителей, предприятий разной сферы». Ранее в «Газпроме» и «Нафтогазе» заявляли о вероятности 15- и даже 25-процентной экспортной скидки на газ для Украины. В условиях остановки «Северного потока – 2» (о чём ниже) Москва и Брюссель обоюдно не заинтересованы в обрушении российских позиций на европейском рынке в ущерб американским и катарским производителям сжиженного природного газа. (2) А можно ли полагаться на обещания украинских партнёров соблюдать достигнутые договорённости – покажет будущее. Суть новой антироссийской стратегии от «Нафтогаза» видится следующей: максимально способствовать проникновению в ЕС американского СПГ и предлагать свои подземные газохранилища для различных трейдеров, способных разворачивать свой продукт в разных направлениях.


Газотранспортная система Украины, источник vestifinance.ru

В-третьих, «Газпром» и «Нафтогаз» подписали соглашение на транзит газа в Европу, распадающееся на транспортное соглашение между «Нафтогазом» и «Оператором газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ), а также  межоператорское соглашение между «Газпромом» и ОГТСУ. Его суть сводится к тому, что российская сторона бронирует мощности украинской ГТС в общем объеме 225 млрд. кубометров газа на 5 лет – 65 млрд. кубометров на 2020 год и по 40 млрд. кубометров на 2021-2024 годы. Таким образом, речь идёт более чем о трети объема газового экспорта РФ в Европу и Турцию. Причем, по заявлению главы «Газпрома» Алексея Миллера, предусмотрена «возможность продления нового транзитного контракта на 2025–2034 гг. примерно в тех же объемах». Глава «Нафтогаза» говорит примерно о 75 миллиардах транзитных «кубов» в 2020 году, о тарифе на которые можно судить по косвенным признакам, и он точно выше действующего. По утверждению министра энергетики Украины Алексея Оржеля, в ближайшие 5 лет от этого вида деятельности планируется получить до 15 млрд. долларов. Ранее при транзите в 87-90 млрд. кубометров в год Украина получала около 3 млрд. долларов, в то время как в новых договоренностях предусмотрены меньшие объемы поставок. Фактические объёмы прокачки по украинской трубе могут быть и больше, но транзит сверх договорённого объёма будет оплачиваться по более высокой ставке. Спустя 5 лет нынешний контракт на прокачку российского газа может быть пролонгирован.

Достигнутые соглашения рассматриваются в Киеве как победа: Коболев, Витренко и еще 40 сотрудников «Нафтогаза» получат в ближайшее время 71,7 млн. долл. премий. В свою очередь, вице-премьер РФ Дмитрий Козак назвал договорённости по транзиту российского газа через Украину в Европу, включая выплату «Нафтогазу» почти трёх миллиардов долларов тяжелым решением, позволившим, однако избежать худшего сценария. Пессимисты уверены в том, что «Газпром» был вынужден согласиться практически со всеми условиями Евросоюза и международного Стокгольмского арбитража по поставкам газа в ЕС через украинскую территорию (включая газовые поставки Киеву). Немаловажно ещё и то, прогресс в достижении договорённостей при «посредничестве» Берлина и профильных энергетических структур Евросоюза совпал по времени с санкциями, наложенными Америкой посредством принятия National Defense Authorization Act на трубопроводный проект «Северный поток – 2» и остановившими его на строительство на финишной стадии (продолжено более 2300 из 2460 км). Среди инициаторов «сокрушительных и потенциально фатальных правовых и экономических санкций» – лоббисты компании Koch Industries, специализирующейся, среди прочего, на поставках СПГ в Европу. Основные убытки понесут вышедшая из проекта зарегистрированная в Швейцарии Allseas, итальянская Saipem (дочерняя компания корпорации ENI), а также компании из Германии, Франции, Австрии, Швеции Финляндии и Нидерландов.

…Было бы интересно узнать, на чём базировалась уверенность в том, что заклятые партнёры дадут российско-европейскому газовому проекту реализоваться, ограничившись враждебной риторикой? Страховочные механизмы на случай его «аварийной» остановки также оказались явно недостаточными. «Объединенная судостроительная корпорация» может за 1,5-2 года спроектировать и еще за 3-4 года построить отечественное судно-трубоукладчик, отвечающее требованиям работ по прокладке газопровода «Северный поток-2», сообщил её президент Алексей Рахманов. Базирующееся же на Дальнем Востоке «профильное» российское судно китайской постройки «Академик Черский» если и придёт на Балтику, разве что через два месяца, в то время как о его способности достроить оставшиеся 7 % трубопровода высказываются разные мнения.

В 2015-2016 гг. «Газпроме» заявляли о твёрдом намерении прекратить транзит газа через Украину по истечении действовавшего десятилетнего контракта (2009-2019 гг.), а несколько позже допускалипрокачку не более 10-15 млрд. кубометров после ввода в строй обходных маршрутов. Действительно, украинский транзит составлял тогда около 90 млрд. кубометров в год, однако к уже была запущена трубопроводная система «Северный поток-1» общей мощностью 55 млрд. кубометров, планировались «Северный поток-2» и «Турецкий поток», что, казалось бы, создавало значительный резерв на будущее. Однако «усыхание» «Турецкого потока» (с которым также имеются проблемы (3)) до двух ниток и применение к «Северному потоку» третьего энергетического пакета, как и развязанная администрацией Трампа война за европейский газовый рынок, внесли в эти планы существенные коррективы. Кроме того, следуя линии своих предшественников, Ангела Меркель прямо потребовала в обмен на разрешение строительства «Северного потока – 2» продолжения украинского транзита. Дело в том, что большинство долго- и среднесрочных экспортных контрактов РФ с ЕС и Турцией предполагают транзит «голубого топлива» именно через Украину. Соответствующее бессрочное условие было поставлено Западом и стало выполняться советским руководством ещё в начале 1970-х годов. Иными словами, контрагенты предусмотрительно смотрели вперёд, загодя обязывая союзный центр поставлять газ через Украинскую ССР. Напомним, нынешняя газотранспортная система Украины строилась с помощью западных кредитов и импортного оборудования. Понятно, что после развала Советского Союза в 1991 году эта зависимость, как минимум, не уменьшилась.


Карта газопроводов Европы, источник Wikipedia

Пакетное российско-украинское газовое соглашение появилось на фоне обострившихся споров Москвы и Минска относительно тарифов на поставляемый в Белоруссии российский газ. Как отметил в ходе декабрьской большой пресс-конференции глава российского государства, поставлять Белоруссии газ по цене Смоленской обл. возможно, но «для этого нужны общие правила в виде законов, в том числе в сфере налогового обложения, в сфере дотационной политики, в сфере поддержки из бюджетов различных уровней тех или иных отраслей. Для этого нужны общие национальные органы – контрольные и эмиссионные, нужны общие правила в сфере антимонопольной политики», что рассматривается в Минске как посягательство на национальный суверенитет. Действующий  с конца 1980-х годов газопровод «Ямал – Европа-1» (Ямал – Белоруссия – Польша – Германия), с более коротким расстоянием и более низкой транзитной ценой, загружен не более чем на треть. Строительство белорусско-польско-словацкого участка параллельной артерии «Ямал – Европа-2», инвестиционная стоимость которого значительно ниже «Северного потока-2» или «Турецкого потока», остановлено с начала 2010-х годов и теперь вряд ли возобновится.

Теоретически, имеется возможность перенаправления дополнительных объёмов газа в трубопроводную систему «Северный поток – 1», однако в 2018 году он, по имеющимся данным, работал на пределе своих возможностей. А вот надежды на возобновление в ближайшем будущем строительства второй очереди подводной газовой магистрали по дну Балтики выглядят призрачными, в то время как зависимость России от (тесно связанных с Вашингтоном) Брюсселя и Киева усилится в условиях диверсификации газовых поставок в Европу. (4) Согласно недавним оценкам Минэкономразвития и Минпромторга России (ноябрь-декабрь 2019 г.), недовыполнение программ по импортозамещению 2014-2017 гг. по промежуточной и конечной продукции в пищевой, лёгкой, лесной промышленности превышает 50 %. В добывающих отраслях соответствующий показатель также составляет минимум половину; а по металлургии, машиностроению, приборостроению и смежных с ними отраслям – свыше 35 %.

Главная причина такого положения дел – вышеупомянутая (причём долговременная) зависимость от импортного оборудования, запчастей, комплектующих, ввозимых в основном из стран Евросоюза. (5) В своё время Рональд Рейган накладывал санкции на строительство советских газопроводов в Европу, но успеха не достиг, так как на тот момент европейские государства возглавляли более самостоятельные лидеры, да и в целом Европа чувствовала себя более независимой. Возможно, и на этот раз прокладку газопровода удастся завершить силами «альтернативной» иностранной компании, однако переналадка газотранспортных систем на менее качественные аналоги из Китая, Турции, Индии, Бразилии других «внесанкционных» контрагентов вряд ли возможна.

«Страна, которая построила атомные ледоколы и подводные лодки, сможет сделать все», – убеждён  А. Рахманов. О том, сколь важна собственная организационная и технологическая база при кардинальных трансформациях мировых энергетических рынков и ужесточающемся геополитическом и экономическом противоборстве, свидетельствуют успешно реализуемые арктические проекты России, вызывающие завистливые оценки в западных СМИ. «Россия испытала корабль для покорения Северного морского пути, – сообщает немецкая радиостанция Deutschlandfunk, комментируя предстоящий ввод в эксплуатацию крупнейшего в мире атомного ледокола «Арктика». – Этот ледокол будет положен в основу специального флота, предназначенного в первую очередь для транспортировки нефти и сжиженного газа в Юго-Восточную Азию через Северный морской путь… С новым ледокольным флотом Россия со временем сможет начать пользоваться Северным морским путем не только летом, но и круглый год».

Специально для Арктики  в  России создан многофункциональный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец», вошедший в состав Арктической группировки ВМФ России в конце 2017 года. Не меньшее значение имеет и развитие военного флота, так как давление на неугодные Вашингтону проекты может (и неизбежно будет) принимать самые разнообразные формы, что наглядно продемонстрировала история с «Северным потоком – 2».

Примечания:

(1) При начислении этой суммы был «нарушен… принцип равного отношения к заявителям… „Нафтогазу“ простили то, что он не выполнил контрактные обязательства по закупкам газа, мотивируя это тем, что Украина – нищая, бедная страна, а „Газпрому“ обязательство на недопрокачку газа не простили и наложили штрафные санкции. Хотя непонятно почему: контракт был один, одна сторона обещала купить газ, другая брала обязательство по его транспортировке», – говорил по этому поводу глава Фонда национальной энергетической безопасности К. Симонов.
(2) Рисками Москвы в случае прекращения транзита через Украину стали бы невыполнение контрактных обязательства перед европейскими потребителями, штрафные санкции и репутационный ущерб, как это было в 2006-м, а также 2009 году, когда «Газпром» потерял за две недели января свыше 2 млрд. долл.
(3) Помимо распространения на него американских санкций, транзит через Турцию в Европу ожидается лишь в мае 2020 года в случае завершению работ на болгарской территории, где «Турецкий поток» должен быть интегрирован с европейской трубопроводной системой.
(4) Так, в последний день 2019 года запущена промышленная добыча газа из месторождения «Ливеафан» в восточной части Средиземного моря, о чём сообщил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
(5) С весны 2914 года эти товары в основном реэкспортируются через зарубежные автономии / протектораты ряда стран ЕС и США, не включённые в реестры антироссийских санкций и российских контрсанкций. Продукция и инвестиции с большинства этих (почти 30-ти) территорий пользуются режимом максимального благоприятствования в РФ / ЕАЭС.

Андрей Арешев,
 
Алексей Балиев
03 января, 15:27