©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
2 сентября премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани заложил [1] камень в основание будущей железной дороги, связывающей арабскую республику с соседним Ираном. Торжественная церемония прошла на пограничном переходе в городе Шаламче в провинции Басра. Иранскую сторону представлял первый вице-президент Мохаммад Мохбер.
Железнодорожное сообщение позволит паломникам из Ирана посетить священные для них места в провинциях Эн-Наджаф и Кербела, заявил глава правительства Ирака. Со своей стороны, представитель Ирана выразил уверенность в том, что железная дорога изменит Западную Азию, интенсифицирует торговые обмены между двумя странами, соединит их соответствующие железнодорожные системы, синхронизированные с международными транспортными маршрутами.
Соглашение о строительстве железной дороги, соединяющей две страны, было подписано в 2021 году, переговоры велись четыре года. Строительство участка протяжённостью 32 км, включающего в себя три станции и мост, соединяющий Иран с Ираком через Шатт-эль-Араб, планируется завершить при поддержке Ирана через полтора года.
Впервые о проекте было объявлено в 1978 году, за год до Исламской революции в Иране, вскоре после которой между Ираком и Ираном началась подпитываемая англосаксами кровопролитная война, продлившаяся 8 лет и унесшая жизни миллионов людей.
В 1990 году страны разморозили дипломатические отношения. В 2005 году, после свержения Саддама Хусейна и прихода к власти в Ираке шиитских политических сил, отношения между странами стали постепенно улучшаться. Тегеран оказывал помощь Багдаду в противодействии силам международного терроризма.
«Замороженный» несколькими десятилетиями ранее проект принёс бы значительные выгоды обеим соседним странам, и вот президенту Ирана Эбрагиму Раиси и премьер-министру Ирака Мухаммеду Шиа аль-Судани удалось заключить сделку.
По словам директора по информации Министерства транспорта Ирака Майтама аль-Сафи, «железнодорожная линия в конечном итоге свяжет иракские города Наджаф и Кербела», упрощая передвижения паломников, посещающих города-святыни на территории Ирака. Каждый год около 3 миллионов иранцев совершают паломничество к шиитским святыням в Ираке, в то время как от 2 до 3 миллионов иракцев посещают Иран [2], следуя к святыням Имама Резы в Мешхеде, религиозным центрам Кербелы и Кума, посещая оздоровительные курорты и др., и этот поток ещё более возрастёт.
Несмотря на значительные культурные связи, объем торговли между двумя странами пока сравнительно невысок, даже при наиболее оптимистичном сценарии составляя не более половины от желаемых [3] 20 млрд. долл. Торгово-экономической стагнации способствовали несколько факторов, включая сокращение торговли электроэнергией; падение экспорта бензина и дизельного топлива; конкуренцию со стороны коммерческих конкурентов Ирана (таких, как Китай, Индия, США, Турция и ОАЭ), избыточную бюрократию и отсутствие эффективных и быстрых возможностей для транзита (данную проблему отчасти и призвана решить новая железнодорожная ветка).
Согласно недавним статистическим данным, ненефтяная торговля [4] между Ираком и Ираном достигла 8,9 миллиарда долларов в 2021 году, но за последние два года экспорт из Ирана сократился по 20 различным категориям. Фарзад Пилтен, глава западно-азиатского офиса Организации по развитию торговли с Ираном, отметил [5] 60-процентное снижение экспорта газа и 80-процентное снижение экспорта бензина в Ирак.
Показатели Ирана отстают [6] от других экспортеров, опустившись на четвертое место по экспорту в Ирак после ОАЭ, Турции и Китая. До сих пор логистика трансграничной торговли тормозится [7] необходимостью перегрузки товаров из иранских грузовиков в иракские, что приводит к многодневным заторам и излишним дополнительным финансовым затратам.
Завершение проекта железной дороги Шаламче – Басра обещает значительно увеличить торговлю за счет снижения транзитных расходов до 20 процентов [8] и помочь Ираку компенсировать серьёзный дисбаланс в торговле с соседней страной. В 2018 году Иран экспортировал [9] в Ирак товаров на сумму около 9 миллиардов долларов, в то время как экспорт в обратном направлении составил всего 58 миллионов долларов.
В более широком контексте, стратегическая цель Ирана – стать ключевым региональным транзитным узлом, обусловленная выгодным географическим положением страны на перекрестке Азии и Европы. Признавая эту геополитическую возможность, администрация Раиси, уделяющая большое внимание политике «Взгляд на Восток» и «Соседство», приступила к реализации амбициозных планов по развитию имеющегося транзитного потенциала.
К нынешней внутренней железнодорожной сети Ирана протяжённостью 14,3 тыс. км планируется добавить [10] ещё 10 тыс. км в ходе успешного строительства ещё нескольких десятков участков. Установив семь стыковочных соединений [11] с сопредельными странами, Иран достиг самодостаточности в инженерных услугах, строительстве железных дорог и производстве рельсов, даже экспортируя железнодорожные вагоны и локомотивы собственного производства.
Географически Иран расположен на линиях основных евразийских железнодорожных маршрутов: Восток – Запад и Международный транспортный коридор Север – Юг (INSTC). Первый из них соединяет страны АСЕАН и Китай с европейскими рынками, в то время как второй призван связать через Иран Россию с Индией.
Железнодорожный проект Шаламче – Басра особенно важен для транзитного маршрута. Через Месопотамию Иран сможет выйти [12] к сирийскому порту Латакия и его транзитным мощностям. Кроме того, железная дорога из Иран в Ирак может быть продолжена и до Саудовской Аравии и Кувейта. Согласно имеющейся информации, Саудовская Аравия изучает идею соединения железных дорог [13] с Ираном через Кувейт и Басру, что откроет путь к прямой сухопутной связи между Ираном и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
В свою очередь, Ирак получит непосредственный доступ к рынкам стран Центральной Азии [12], Афганистана и Азербайджана. Объёмы грузоперевозок железной дороги на юге Ирака после завершения строительства железнодорожного участка Шаламче – Басра может возрасти более чем втрое. Интеграция этого маршрута со значительными мощностями иранских портов Хорремшехр и Имам Хомейни позволит довести [14] их годовой грузооборот до 500 миллионов тонн.
Ранее, 20 августа министерство транспорта в Багдаде объявило о соглашении с Турцией о соединении железных дорог Ирака и Турции через 133-километровую линию с целью связать большой порт Аль-Фао с Европой в рамках «Дороги развития». Таким образом, как объясняет [15] экономист Майтам аль-Амили, для Ирака железнодорожное сообщение с Ираном является частью более широкого и амбициозного проекта протирающемся от Китая до Европы.
Однако амбиции ещё недавно оккупированной американцами страны «сопряжены с заметными проблемами и геополитическими сложностями», отмечает интернет-издание TheCradle. Политический аналитик Махмуд аль-Хашеми говорит о «серьёзных американских препятствия, с которыми столкнутся планы Ирака по морскому и сухопутному соединению с Ираном и Китаем». Будучи хорошо осведомлёнными о позитивном влиянии этих проектов на Ирак США «хотят, чтобы эта страна была частью их конфликта с Китаем, Ираном и Россией». По словам источника в правительстве в Багдада, «уже более десяти лет идёт международный конфликт за контроль над международными транспортными линиями, в центре которых находятся Ирак и Сирия, основными полюсами которых являются Китай, Россия, Иран и Соединенные Штаты». Мобилизация оккупационных сил по линии границы Ирака с Сирией и вооружение местных племён увязываются с «попытками Вашингтона заблокировать проект железной дороги из Басры в порт Латакия через сирийские города Абу-Камаль и Дейр-эз-Зор».
Серьёзную озабоченность вызывает и деструктивное влияние американской пропаганды на формирование общественного мнения в Ираке в отношении сотрудничества с Ираном. По словам журналиста Хасана аль-Шаммари, «как местные, так и международные СМИ подчиняются американской медиа-машине, которая направляет общественное мнение в соответствии со своей политикой». В то время как любые проекты между Ираком и Саудовской Аравией, Иорданией или Турцией встречаются с одобрением или нейтрально, любой аналогичный проект с Ираном моментально встречает хорошо организованную медийную атаку, что полностью относится и к строительству железной дороги между Шаламче и Басрой. Противники развития связей с соседней страной опасаются его потенциально негативного влияния на иранский порт Аль-Фао. Так, бывшие губернатор Басры Ваэль Абдул Латиф и министр транспорта Амер Абдул-Джаббар предупреждали, что железная дорога перенаправит судоходство в иранские порты, что приведет к росту цен и снижению конкурентоспособности Аль-Фао. Однако, как отметил на недавней пресс-конференции официальный представитель Багдада Бассем аль-Авади, «правительство заложило первый камень в фундамент проекта после экономического обоснования, обеспечив экономическую и политическую безопасность Ирака и не ставя под угрозу суверенитет и экономику страны».
В случае реализации проекта железной дороги Шаламче – Басра она служит зримым символом прогресса на пути к качественно иному уровню связей между соседними странами. В то же время можно не сомневаться, что геополитические преемники сил, способствовавших развязыванию в 1980 г. кровопролитной ирано-иракской войны, будут пытаться торпедировано неугодные им проекты региональной интеграции.
Ссылки
[1] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64f36ac99a794762a1f0cd21?ysclid=lnaw4b1don772992795
[2] https://www.tehrantimes.com/news/443808/Iraqi-nationals-top-list-of-foreign-tourist-arrivals-in-Kordestan#:~:text=
[3] https://en.irna.ir/news/84184251/Iran-calls-for-achieving-20-billion-trade-target-with-Iraq
[4] https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/09/11/2954593/iraq-destination-of-18-of-iran-s-exports-in-5-months
[5] https://36013345.khabarban.com/
[6] https://oec.world/en/profile/country/irq?yearSelector1=2018&yearlyTradeFlowSelector=flow1
[7] https://irna.ir/xjMBSF
[8] https://akharinkhabar.ir/money/9736300
[9] https://oec.world/en/profile/bilateral-country/irq/partner/irn
[10] https://www.tinn.ir/%D8%A8%D8%AE%D8%B4-%D8%B1%DB%8C%D9%84%DB%8C-29/244139-%DA%A9%D8%B4%D9%88%D8%B1-%D8%AF%D8%A7%D8%B1%D8%A7%DB%8C-%D9%87%D8%B2%D8%A7%D8%B1-%DA%A9%DB%8C%D9%84%D9%88%D9%85%D8%AA%D8%B1-%D8%AE%D8%B7-%D8%B1%D8%A7%D9%87-%D8%A2%D9%87%D9%86-%D8%A7%D8%B3%D8%AA
[11] https://sepahran.com/rail-freight-in-the-international-section/
[12] https://www.tahlilbazaar.com/news/215742/%D9%85%D8%B2%DB%8C%D8%AA-%D9%87%D8%A7%DB%8C-%D8%A7%D8%AA%D8%B5%D8%A7%D9%84-%D8%B1%DB%8C%D9%84%DB%8C-%D8%A7%DB%8C%D8%B1%D8%A7%D9%86-%D9%88-%D8%B9%D8%B1%D8%A7%D9%82-%DA%86%DB%8C%D8%B3%D8%AA-%D9%85%D9%84%D8%A7%D8%AD%D8%B8%D8%A7%D8%AA%DB%8C-%DA%A9%D9%87-%D9%86%D8%A8%D8%A7%DB%8C%D8%AF-%D9%86%D8%A7%D8%AF%DB%8C%D8%AF%D9%87
[13] https://www.aljarida.com/article/28826
[14] https://www.hellenicshippingnews.com/irans-port-capacity-up-nearly-40-in-7-years-ports-authority-pmo/
[15] https://new.thecradle.co/articles/the-new-iran-iraq-railway-a-track-to-prosperity-and-markets
[16] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru