©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
Участок железной дороги Решт – Астара вновь обещают достроить
В ходе недавнего визита в Москву президента Ирана Эбрахима Раиси обсуждался вопрос достройки 165-километрового участка железной дороги между административным центром северной провинции Гилян городом Решт и приграничной с Азербайджаном Астарой, сообщил в конце января министр дорог и градостроительства Ирана Рустам Гасеми. По его словам, цель правительства – расширение транспортных связей с Кавказским регионом, Россией и европейскими странами, а потому – «строительство железной дороги Решт – Астара находится в центре внимания Ирана… Ожидается, что в ближайшее время будут выделены средства и начнется строительство этой железной дороги». А ещё через несколько дней уже сам президент в ходе рабочей поездки в Гилян заявил [1] о задействовании правительством страны всех сил для скорейшего завершения проекта:
«Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами».
Как отмечали в этой связи бакинские СМИ, в последние годы аналогичные по смыслу заявления иранцами делались неоднократно, однако с «мёртвой точки» дело не двигалось (хотя, заметим, участок от Казвина до Решта, несмотря на сложный рельеф, построить удалось). Судя потому, что в последние месяцы на эту тему говорят самые разные чиновники, похоже, «ситуация начинает меняться». Например, недавно посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави заявил о возможности учреждения для завершения строительства железной дороги Решт – Астара специального консорциума, но «если по каким-то причинам это не случится, то Иран построит её самостоятельно». Ранее Баку предоставил Тегерану на эти цели кредит в 500 млн. долл.
«Железнодорожный проект Рашт – Астара будет финансироваться тремя способами: внутренним финансированием, иностранными инвестициями и бартером, и мы ведем переговоры, чтобы доработать ресурсы с помощью этих методов», – рассказал [2] заместитель главы компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) Аббас Хатиби. По его словам, для завершения этого мегапроекта требуется более 20 миллиардов долларов инвестиций.
25 января на границе Азербайджана и Ирана был заложен фундамент нового моста через реку Астарачай. Строительство моста длиной 89 метров и шириной 30 метров планируется завершить до конца 2022 года. Согласно официальной информации, железнодорожный терминал Астара работает более трех лет, пока здесь осуществляется перевалка грузов. Расширение же участка Решт – Астара до четырёх полос значительно повысит пропускную способность автодороги между прикаспийскими областями Ирана и Баку. Ускорение строительства железнодорожного терминала и увеличение объёмов транзитных грузов находится в центре внимания, сообщил [3] агентству Trend глава Управления по международному транзиту и перевозкам Иранской организации дорог и транспорта Джавад Хедаяти.
По словам заместителя министра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, Тегеран консультируется с Азербайджаном и по вопросу многостороннего соглашения о коридоре «Персидский залив – Чёрное море», предложенном уже много лет назад и предполагающем перевалку через грузинские порты в Бургас и Варну и далее в Европу. До 30 марта 2022 г. этот маршрут работает в тестовом режиме, и его коммерческую эффективность ещё только предстоит доказать. Как отмечает [4] С. Тарасов, интерес Тегерана в продвижении идеи этого транспортно-транзитного коридора заключается в снижении зависимости от Турции путём создания альтернативного маршрута для торговли и транзита в Европу.
Базовое соглашение о Международном транспортном коридоре «Север – Юг» было подписано Россией, Ираном и Индией ещё в 2000 году, через 5 лет к нему присоединился и Азербайджан. Можно предположить, что пробуксовка со строительством участка железной дороги Решт – Астара обусловлена не только традиционной медлительностью иранской бюрократии или дефицитом финансовых средств в обложенной санкциями стране, но и надеждами Тегерана на восстановление «традиционного», известного ещё с советских времён железнодорожного сообщения через Джульфу с выходом через Мегринский район Армении и Азербайджан в Россию. Однако, несмотря на изменение конфигурации региональных линий разграничения после «осенней» карабахской войны 2020 года и постоянные разговоры по поводу так называемого «Зангезурского коридора», вопросов здесь пока явно больше, чем ответов. В настоящее время автотранспортное сообщение между Нахичеванской автономией и «материковым» Азербайджаном по-прежнему проходит по иранской территории по южному берегу Аракса. Переход под частичный контроль Азербайджана участка автодороги Горис – Капан вынудил Ереван и Тегеран ускорить строительство альтернативного маршрута через Татевское ущелье полностью по территории Армении. Кроме того. В конце 2021 года иранские власти одобрили учреждение нового консульства в административном центре Сюникского марза.
Напомним, минувшей осенью на фоне разговоров о проникновении на сопредельные территории Азербайджана боевиков международных террористических группировок и о возможном опосредованном присутствии там же Израиля, отношения между соседями по Араксу заметно обострились [5]. Ответом на масштабные военные учения армии и КСИР в северо-западных провинциях Ирана стали [6] аналогичные мероприятия Азербайджана и Турции. Вероятно, в Тегеране отдавали себе отчёт, что исключительно демонстрация силы могла бы подтолкнуть Баку ещё ближе к Анкаре и западному Иерусалиму, что, определенно не отвечало бы национальным интересам Ирана. Соответственно, с середины октября «игра мускулами» постепенно сменяется попытками договориться, причём не только в двустороннем, но и в многосторонних форматах (ноябрьский саммит [7] Организации Экономического Сотрудничества в Ашхабаде). По заявлению С. Мусави, завершено строительство гидроузлов «Худаферин» и «Гыз Галасы», на Араксе, и на них начался процесс установки турбин: «совместное использование Ираном и Азербайджаном пограничных рек является примером для всего мира». В 2021 году министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов заявил, что ввод в эксплуатацию гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз Галасы» позволит производить ежегодно 716 млн кВт/ч электроэнергии.
26 января 2022 года в Тегеране побывал министр обороны Азербайджана Закир Гасанов, встретившись не только со своим иранским коллегой, но и с президентом Э. Раиси. Явно активизировавшиеся двусторонние политико-дипломатические контакты предполагают обсуждение и частичную реализацию трансграничных региональных проектов, и в этой логике повышенное внимание к приграничному железнодорожному «долгострою» видится вполне логичным. По словам министра иностранных дел ИРИ Хосейна Амира Абдоллахиана, «между Ираном и Азербайджаном развиваются отношения в разных направлениях. Особое внимание уделяется сотрудничеству в энергетическом и транзитном сферах. Подписание договора о поставке газа из Туркменистана в Азербайджан через Иран было первым шагом в энергетическом сотрудничестве. Я очень рад переходу отношений между Тегераном и Баку на новый уровень. Азербайджан и Иран еще больше укрепят свои отношения в сферах экономики, торговли, энергетики, транзита. Главы двух государств, встретившись в столице Туркменистана Ашхабаде, продемонстрировали свою волю в развитии отношений во всех сферах». Согласно недавнему заявлению [8] посла Азербайджана в Иране А. Ализаде, имеются планы расширения сотрудничества в вопросе своповых поставок между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном.
Как отмечает [9] доктор политических наук, руководитель Института энергетической безопасности Ваге Давтян, «после преодоления кризиса в ирано-азербайджанских отношениях стороны начали активно продвигать сценарий формирования «Север-Юг» с вовлечением Азербайджана, в связи с чем активизировались строительные работы на участке ж[елезной] д[ороги] Решт – Астара (планируется сдать в эксплуатацию в 2022 г.). Впрочем, изменение закавказской логистики МТК фактически состоялось летом [2021 г.], когда первый грузовой состав из Финляндии был направлен в Мумбаи через Азербайджан».
Кроме того, пассивное поведение Еревана привело к изменению логистики «и в сфере электроэнергетических коммуникаций. Нарушив все приемлемые сроки сдачи в эксплуатацию 3-ей ЛЭП Иран-Армения (в рамках электроэнергетического коридора «Север-Юг»: Иран – Армения – Грузия – Россия), Ереван расчистил дорогу для продвижения интересов Баку. Линия должна была быть сдана в эксплуатацию в 2019 г., затем сроки перенесли на 2021 г. Сегодня армянские власти уже заявляют о завершении проекта до конца 2023 г.
В результате этого Тегеран уже заявляет о готовности синхронизировать свою электроэнергетическую систему с российской через Азербайджан с целью увеличения взаимных электроэнергетических перетоков…»
Напомним, соответствующее заявление сделал в начале декабря министр энергетики Ирана Али-Акбар Мехрабиан, выразив готовность ИРИ к присоединению к электросетям Азербайджана и России: «Были проведены исследования по сотрудничеству в области электроэнергетики между Ираном, Азербайджаном и Россией, и Иран готов начать синхронизацию своей электрической сети с этими странами». Ранее бывший министр энергетики Реза Ардаканиан говорил о двух вариантах энергетических систем Ирана и России – через Армению и Грузию, либо же – через Азербайджан.
Добавим к этому, что в 2021 году торговый оборот между Ираном и Азербайджаном (без учёта приграничной торговли) возрос по сравнению с 2020 годом на треть, составив 400 миллионов долларов. Это – более половины общего объёма торговли Ирана с государствами постсоветского Кавказа. Функционирование транспортных коридоров, потенциально способствующих развитию евразийской экономической интеграции, объективно требует снижения напряжённости и «десекьюритизации» границы по Араксу, однако имеются сильные сомнения в том, что союзники Баку и оппоненты Тегерана воспримут это идею с большим восторгом.
Ссылки
[1] https://www.khabaronline.ir/news/1597153/%D8%B1%D8%A6%DB%8C%D8%B3%DB%8C-%D8%B1%D8%A7%D9%87-%D8%A2%D9%87%D9%86-%D8%B1%D8%B4%D8%AA-%D8%A2%D8%B3%D8%AA%D8%A7%D8%B1%D8%A7-%D8%A7%D8%B2-%D9%BE%D8%B1%D9%88%DA%98%D9%87-%D9%87%D8%A7%DB%8C-%D9%85%D9%87%D9%85-%D9%85%D9%84%DB%8C-%D8%A7%D8%B3%D8%AA
[2] https://www.iran.ru/news/economics/119820/Iran_planiruet_vazhnye_shagi_po_razvitiyu_mezhdunarodnyh_zheleznodorozhnyh_koridorov
[3] https://eadaily.com/ru/news/2022/01/31/terminal-s-vyhodom-cherez-azerbaydzhan-na-eaes-iran-uskoryaet-raboty-na-granice
[4] https://regnum.ru/news/3497830.html
[5] https://vpoanalytics.com/2021/10/04/iran-azerbajdzhan-turtsiya-izrail-chem-obernyotsya-shtorm-po-beregam-araksa/
[6] https://vpoanalytics.com/2021/10/12/iran-azerbajdzhan-pridyot-li-v-dvizhenie-granitsa-po-araksu/
[7] https://vpoanalytics.com/2021/12/05/sammit-v-ashhabade-poluchit-li-vtoroe-dyhanie-organizatsiya-ekonomicheskogo-sotrudnichestva/
[8] https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/724917-azerbaydzhan-iran-i-turkmenistan-mogut-rasshirit-sotrudnichestvo-po-gazu/
[9] https://t.me/Abbasdjuma/10168
[10] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru