Опубликовано: Кавказский геополитический клуб (https://kavkazgeoclub.ru)

Главная > Сербия между Россией и Евросоюзом: зигзаги прагматизма

08 октября, 01:00

Сербия между Россией и Евросоюзом: зигзаги прагматизма
Политика

 

Зона свободной торговли с ЕАЭС отвечает стратегическим интересам балканской страны

 

В Белграде рассчитывают, что в новом контракте с «Газпромом» снова получит самую лучшую цену на газ в Европе, поделился [1] недавно в интервью каналу «Россия 24» своими ожиданиями Ненад Попович, отвечающий в правительстве Сербии за международное экономическое сотрудничество: «Цена на газ для нас очень важна. Наш контракт истекает в марте, и ваш президент Владимир Путин скоро будет разговаривать с нашим президентом Вучичем о новом контракте с 2025 по 2028 год. Мы действительно ожидаем, что снова получим наилучшую цену на газ». На 20-21 ноября в Санкт-Петербурге намечено заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, призванное придать сотрудничеству во всех областях значительный импульс.

Ранее, выступая [2] в Праге на Форуме глобальной безопасности GLOBSEC 2024 в конце августа, президент Александр Вучич исключил, что его страна после вступления в Евросоюз «будет продвигать в блоке интересы России». «Я говорю открыто: да, мы хотим стать частью ЕС как можно скорее, и я знаю, что нам нужно делать», – сербский лидер, который, по собственному признанию, каждый день слышит, что его страна якобы хочет стать «троянским конём» России» в ЕС. Явно следуя принципу «выжить назло врагам» [3] и сообразно зависимости от Запада, не в последнюю очередь диктуемой географическим расположением страны на карте Европы, сербский лидер призвал к «взаимному доверию», которого со стороны Запада как раз таки и нет – всё больше ультимативные требования, сплошь и рядом невыполнимые. 

Оттого-то и глубокие сомнения Вучича в том, что Белград присоединится к ЕС до 2030 года. Соответствующая заявка была подана ещё в далёком 2009 году, а в 2012-м страна получила статус кандидата. А в 2021 г. Вучич заявлял, что «Сербия становится всё менее заинтересована во вхождении в блок, поскольку процесс затягивается», однако в Праге он предпочёл на эту тему не высказываться.

Очевидно, сдержанный характер высказываний сербского лидера дополняется более определёнными заявлениями первого вице-премьера Александра Вулина. «Сербия, несмотря на давление Запада, никогда не введет санкции в отношении России и не станет членом НАТО. Сербия – не только стратегический партнер России, но и союзник. Сербия никогда не позволит, чтобы с ее территории проводились какие-то антироссийские операции. Именно поэтому давление на нас со стороны Запада является огромным», – заверил [4] он Президента России В. Путина в ходе их встречи на полях недавнего ВЭФ-2024 во Владивостоке. По его словам [5], «для Сербии БРИКС стал шансом и реальной альтернативой Европейскому союзу. БРИКС ничего не требует от Белграда и может предложить больше, чем мы просим. В то время как ЕС требует "всего", но нет уверенности, что Брюссель что-либо предложит в ответ. Я очень четко выступаю за то, чтобы Сербия очень хорошо рассмотрела все возможности БРИКС и как можно более тесное сотрудничество со странами-членами». 

Александар Вучич и Владимир Путин

Можно предположить, что именно А. Вулин будет представлять Сербию на октябрьском саммите БРИКС в Казани, в то время как глава государства не может прибыть в Россию по причине рабочей загруженности. Рискнём предположить, что речь идёт вовсе не о разногласиях в руководстве Сербии, а об очередных проявлениях вынужденного прагматизма при достаточно узком коридоре возможностей.

Естественно, что в «треугольнике» ЕС – Сербия – Россия Брюссель активно использует [6] «косовский» рычаг, ультимативно требуя от Белграда установления межгосударственных отношений с бандитским анклавом, представляя [7] это решающим шагом для вступления Сербии с ЕС (при том что уже давно запущены программы интеграции самого Косово в структуры НАТО и того же ЕС).

В контексте упомянутых факторов, взаимоотношения Сербии с Россией и в целом с ЕАЭС находятся буквально между молотом и наковальней. Не секрет, что транспортно-экономические связи Сербии с «ядром» ЕАЭС и вообще с внеевропейскими странами возможны только через сопредельные страны, входящие в ЕС и НАТО, либо же через бывшие югославские республики – БиГ и Северную Македонию, сотрудничающие с тем же Западом. Все соседи Сербии ужесточают транзитные санкции против РФ и Белоруссии, ежегодно повышая тарифы на транзит внешнеторговых грузов этих стран (среди региональных партнёров НАТО и ЕС такие транзитные меры применяет в основном БиГ). И это ещё более ущербно, так как у Сербии нет собственного морского порта. Всё это нельзя не учитывать с целью оптимального реагирования на внешнеполитический и внешнеэкономический прагматизм Белграда. 

Напомним, с 2021 г. действует зона свободной торговли (ЗСТ) Сербии с РФ-ЕАЭС. Как отмечает [8] Ненад Попович, «ЗСТ с ЕАЭС – геостратегический и геоэкономический выбор Белграда в пользу углубления сотрудничества с ЕАЭС». Благодаря ЗСТ сербская экономика «получает возможность экспортировать без торговых пошлин товары на обширный рынок ЕАЭС», что является значимым конкурентным преимуществом в сравнении с другими странами Европы и мира. В то же время функционирование ЗСТ, в рамках которой взаимные пошлины не взимаются на треть всего ассортимента обоюдных поставок, носит взаимовыгодный характер.

Товарооборот РФ и Сербии в 2023 г. составил 3 млрд. долл. – почти на 1 млрд. долл. меньше рекордного уровня годом ранее. По оценкам межправкомиссии, это обусловлено, прежде всего, усложнением и удорожанием транзита, как и логистики в обоюдных транспортно-экономических связях, о причинах чему было упомянуто выше. Также имело место некоторое снижение (примерно на пятую часть) взаимного торгового ассортимента. В текущем году обеими сторонами показатель прогнозируется не ниже уровня 2023 г. или выше его на 8-10 %. А в географической структуре торговли Сербии с ЕАЭС свыше 90 % приходится на РФ, 5-6 % – на Белоруссию.

«Всё же РФ на 6-м месте в товарообороте Сербии, – уточняет Н. Попович. – Торговля с вами превышает объемы товарооборота Сербии с США, всем Африканским континентом, ненамного меньше, чем с Китаем». А в структуре обоюдной торговли весьма широкий ассортимент – «например, это энергоносители, прежде всего поставки газа из РФ; химикаты, продукты питания, лекарства, а также оборудование для оборонно-промышленного комплекса».

В то же время показатели торговли Сербии с РФ-ЕАЭС намного меньше соответствующих показателей Сербия – ЕС. Потому в Белграде опасаются, что более активное развитие взаимосвязей Сербии с РФ и ЕАЭС приведёт к введению Брюсселем ограничений на торговлю с балканской страной. Особо выделяет Н. Попович «чрезвычайно выгодный Сербии долгосрочный контракт на поставки российского газа: ему нет альтернативы по ценам других поставщиков». Белград обсуждает с "Газпромом" «продление действующего контракта, истекающего в марте 2025 г., на прежних условиях, – сообщил [9] гендиректор компании Srbijagas Душан Баятович в кулуарах недавнего форума "Российская энергетическая неделя". – Полагаю, останутся прежние условия, а "Турецкий поток" будет работать и в будущем. Самый главный вопрос – дополнительные объемы, которые нужны». 

Представляется, что выгодные для Сербии условия нового газового контракта укрепят не только экономические, но и политические взаимоотношения Сербии с РФ и ЕАЭС в целом, что особенно важно в современных условиях, ибо ЗСТ Сербии с РФ-ЕАЭС – единственный внесанкционный ареал партнёрства России с европейскими странами.

Отметим также, что имеются косвенные признаки реэкспорта [10] в РФ через Сербию товаров и услуг из ЕС, в связи с чем резонно предположить некоторую неофициальную «умеренность» требования Брюсселя относительно отношений Белграда с Москвой. Вероятно, и поэтому в Белграде сохраняют ЗСТ с РФ-ЕАЭС, не соглашаясь с официальными реляциями Брюсселя относительно необходимости полноформатного подключения Белграда к антироссийским санкциям…

Тезис о невозможности преференционной торговли с ЕАЭС в случае гипотетического вступления Сербии в ЕС представляется необоснованным. Помимо заинтересованности Москвы и Белграда, в том числе политической, в сохранении такой зоны, имеются примеры «перекрёстного» действия таких зон. Например, участники оформившейся в 1960-х годах Европейской ассоциации свободной торговли ЕАСТ (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн) согласовывают друг с другом ассортимент и объёмы взаимных беспошлинных товаропоставок с учетом их соглашений с ЕС о взаимных торговых преференциях. Такое согласование нацелено на то, чтобы товары из ЕС не поставлялись в ЕАСТ беспошлинно в крупных объёмах, в т. ч. за счёт реэкспорта между странами ЕАСТ. Разумеется, полностью эти поставки и «перепоставки» едва ли устранимы, но важен сам факт таких согласований в ЕАСТ, нацеленных на продолжение свободной торговли в рамках этого торгового блока. 

Кстати, в 2014-м планировалось подписание соглашения о зоне свободной торговли ЕАСТ с ЕАЭС – соответствующие переговоры велись с 2009 года и к началу 2014 г. были согласованы [11] почти все условия этого документа (!). Но Брюссель, Вашингтон и Лондон пролоббировали участие стран ЕАСТ в антироссийских санкциях после воссоединения с Россией Крыма и Севастополя. А с весны 2022 г. эти ограничения усилились. Одновременно действует соглашение (2011 г.) о свободной торговле Сербии с ЕАСТ, где не требуют подключения Белграда к антироссийским санкциям…

* * *

В целях политико-экономического укрепления российско-сербских отношений, в том числе зоны свободной торговли Сербия – РФ – ЕАЭС, целесообразно:

  • расширить ассортимент товаров, обоюдно не облагаемых пошлинами в рамках ЗСТ;
  • предоставить Сербии льготные постоянные тарифы на транзит её грузов через РФ / ЕАЭС;
  • сохранить выгодные Сербии условия поставок ей природного газа;
  • проработать оптимальную схему прямой взаимной конвертации динара и рубля, ввести взаимовыгодный спецкурс по этой конвертации (что практикуется, например, КНР, Белоруссией, Туркменистаном, Ираном, КНДР, Кубой, Алжиром, Сирией, странами АСЕАН, объединением CARICOM во внешней торговле с рядом стран);
  • сформировать сеть торговых домов Сербии в РФ / ЕАЭС;
  • поддерживать позицию Белграда в рамках Всемирной торговой организации.
Дмитрий
Нефёдов
Новые материалы сайта kavkazgeoclub.ru. [12]

©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.


Источник:https://kavkazgeoclub.ru/content/serbiya-mezhdu-rossiey-i-evrosoyuzom-zigzagi-pragmatizma

Ссылки
[1] https://t.me/ruserbia/23089 [2] https://www.b92.net/info/politika/54167/vucic-nisam-optimistican-imam-svoj-mozak-nisam-dosao-da-lazem-necemo-biti-clanovi-eu-do-2028/vest?utm_source=widget4media&utm_content=article&utm_campaign=vucic-nisam-optimistican-imam-svoj-mozak-nisam-dosao-da-lazem-necemo-biti-clanovi-eu-do-2028&ayu_origin=19&ayu_widget=29&ayu_post=2125088 [3] https://fondsk.ru/news/2024/09/30/vyzhit-nazlo-vragam-v-chyom-smysl-vneshnepoliticheskoy-strategii-rukovodstva-serbii [4] https://www.interfax.ru/world/979503 [5] https://lenta.ru/news/2024/08/12/v-serbii-nazvali-briks-alternativoy-evrosoyuzu/ [6] https://www.fondsk.ru/news/2024/09/27/turciya-na-balkanakh-kosovarov-podtalkivayut-k-protivostoyaniyu-s-serbiey.html [7] https://www.ganjingworld.com/s/O0kRKwmp2v [8] https://www.vedomosti.ru/politics/characters/2024/08/15/1055835-moskve-ne-o-chem-bespokoitsya-serbiya-nikogda-ne-vvedet-sanktsii [9] https://www.interfax.ru/business/983969 [10] https://forum.tks.ru/showthread.php?t=494221 [11] https://rg.ru/2014/03/18/swiss.html [12] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru