Опубликовано: Кавказский геополитический клуб (https://kavkazgeoclub.ru)

Главная > Реформа в Армении: окажется ли решающим мнение Баку?

08 июля, 14:46

Реформа в Армении: окажется ли решающим мнение Баку?
Политика

Требование Азербайджана внести изменения в основной закон Армении – далеко не единственное

5 июля премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о необходимости принятия нового Основного закона страны: «Сейчас я говорю не столько о новом тексте, сколько о новом методе создания и принятия Конституции. Нам нужна новая Конституция, которую народ считает тем, что он создал, что он принял то, что в ней написано – это представление народа о созданном им государстве и об отношениях между людьми и гражданами в этом государстве. Нам нужна Конституция, которая органически связана с создателем Конституции, с народом. Гражданин Армении сегодня не считает, что Конституция отражает его понимание и договоренности о правилах жизни с соседом, со своей общиной и другими жителями его государства. Гражданин считает, что правящая элита создала этот текст, заявила о его принятии и фактически внедрила его в Армении», – написал он в обращении по случаю Дня Конституции.

По информации местных СМИ, ещё 24 мая варчапет поручил [1] Совету по конституционным реформам «разработать новую конституцию с нуля» аж к январю 2027 года. Это внесло ещё один элемент столь свойственной Армении последних лет сумятицы, поскольку созданный в 2022 году Совет в начале текущего года уже вроде бы завершил работу над предложениями по конституционным поправкам. 

В начале года Пашинян заявлял [2] о том, что в стране должна быть конституция, «принятая народом Армении» с «результатами голосования, которые не вызывают сомнений». Здесь явным образом подразумеваются референдумы 2005 и 2015 годов, относительно легитимности которых высказывались вполне обоснованные сомнения. По мнению главы правительства, Армения выиграет от конституции, которая сделает страну «более конкурентоспособной и жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях», что явным образом содержит намёк на нормализацию отношений с тюркскими соседями.

Едва ли подлежит сомнению, что текущее «обострение» конституционной темы в решающей степени обусловлено грозными окриками из Баку, где категорически настаивают на устранении положений, трактуемых в Азербайджане [3] и Турции [4] как территориальные претензии к восточному и западному соседям Армении. Как можно понять, именно «конституционный вопрос» стал одним из камней преткновения на застопорившихся переговорах между Баку и Ереваном с выходом на рамочное соглашение (как вариант – парафирование неких взаимно согласованных принципов), либо же на более всеобъемлющий документ о нормализации отношений. 

В начале июня президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку не подпишет соглашение о нормализации отношений с Арменией, если преамбула Основного закона не будет удалена: «Подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном просто невозможно, если действующая Конституция Армении останется неизменной». В ответ МИД Армении осудил высказывания Алиева, назвав их «вопиющим вмешательством во внутренние дела» страны. 

 

 

Былые планы Еревана по проведению очередного референдума по конституционным поправкам были отложены из-за пандемии COVID-19, 44-дневной войны вокруг Нагорного Карабаха, досрочных выборов в июне 2021 года. В прошлом году также обсуждались предложения о новом государственном гербе (включая удаление из него расположенной на турецкой территории горы Арарат), а также об удалении вышеупомянутой преамбулы со ссылкой на Декларацию независимости 1990 года, легитимизирующей, по мнению адептов «новой Армении», территориальные претензии в отношении Азербайджана и Турции. «Целый ряд законодательных актов в Армении, основанных на Конституции, не признают территориальную целостность Азербайджана и суверенитет над Карабахом. В своё время [Роберт] Кочарян был избран президентом несмотря на то, что у него не было пяти лет проживания в Армении, и Конституционный суд расценил его проживание в Карабахе как проживание на территории Армении. Поэтому, естественно, этот вопрос должен быть решён», – говорит глава Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев. Ранее Пашинян признавал [5], что преамбула включает в себя «конфронтационный нарратив в региональной среде, который держит нас в постоянном конфликте с нашими соседями», что оспаривается оппозицией, обвиняющей действующие власти в стремлении угодить Баку там, где это только возможно.

Согласно положениям находящегося в настоящее время на стадии обсуждения мирного соглашения, его положения не могут быть нарушены нормами внутреннего законодательства сторон. В качестве возможных моделей преодоления разрыва между конституционным тупиком Еревана и требованиями Баку приводятся некоторые политико-юридические казусы в других регионах мира. Например, бывший посол Великобритании в Азербайджане Джеймс Шарп сослался [6] недавно на Соглашение Страстной пятницы (Белфастское соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии от 10 апреля 1998 года), потребовавшее конституционного референдума в Ирландии. Впрочем, некоторые наблюдатели на Южном Кавказе рекомендуют [7] проявлять осторожность в отношении такой стратегии, учитывая низкую явку избирателей в прошлом и растущую апатию и политическое отчуждение среди армянского населения.

По мнению [8] знатоков бакинской внешнеполитической кухни, скорее всего, Алиев отложит заключение мирного договора до тех пор, пока в Ереване не пересмотрят конституционную преамбулу. Ф. Шафиев предлагает включить в договор обязательство внесения конституционных изменений в течение определённого срока (например, одного года) после его подписания. Бакинский Центр исследований Южного Кавказа также предложил «провести референдум по внесению изменений в конституцию Армении и ввести мирный договор в силу по истечении определенного срока после его подписания… не правительство Пашиняна, а армянское общество должно решить путем референдума, вступит ли договор в силу».

В свою очередь, депутат милли меджлиса Расим Мусабеков предполагает [9], что Пашинян может запросить подконтрольный ему Конституционный суд признать преамбулу недействительной, дабы иметь возможность подписать соглашение до разработки новой конституции.

Известный сторонник Пашиняна, «неправительственный» активист и представитель «гражданского общества» в Совете по конституционным реформам Даниэль Иоаннисян поддерживает [10] планы по завершению подготовки новой конституции к концу 2026 года с выходом на референдум в 2027 году. Для того чтобы поправки были приняты, необходимо широкое участие общественности в обсуждении изменений в течение как минимум года. Официального уведомления о них нет, Иоаннисян называет текущий процесс «неконтролируемым», заявляя, что до сих пор отсутствуют какие-либо указания на то, когда Совет может начать работу над новой конституцией.

20 июня госсекретарь США Энтони Блинкен призвал [11] Алиева ускорить достижение мирного соглашения с Ереваном. В бакинской версии разговора подчёркивается [12] важность прекращения Арменией территориальных претензий к Азербайджану, зафиксированных не только в Конституции, но также в ряде законов и внутренних правовых актов, «для продвижения местной повестки».

 

 

В то время как у Баку, возможно, есть время подождать (хотя ситуация в стране, в том числе экономическая, возможно [13], несколько отличается от бравурных победных реляций), режиму Пашиняна уже в скором времени надо будет предъявлять электорату приемлемое мирное соглашение на фоне подготовки правящего «Гражданского договора» к парламентским выборам в 2026 году. В противном случае возрастает риск очередных оппозиционных выступлений, вызывающих, несмотря ни на что, определённое беспокойство в политических и экспертных кругах Азербайджана. «В любое время может произойти смена власти. Оппоненты Пашиняна представляют признание территориальной целостности Азербайджана как огромную и предательскую уступку. И если власть в Армении поменяется, то последует обращение в Конституционный суд, который решит, что все документы, подписанные Пашиняном, в этом направлении противоречат Конституции и считаются утратившими силу», – рассказывает [14] политический обозреватель Рауф Миркадыров. Согласно пункту 3 статьи 116 Конституции Армении [15], «международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы».

Разумеется, требование переписать армянскую Конституцию – далеко не единственное из выдвигаемых Азербайджаном. Можно предположить и другие, среди которых – ограничение Вооружённых сил Армении по ряду параметров, передача анклава Тигранашен (Кярки), экстерриториальное сообщение через Мегринский район, возвращение азербайджанского населения на прежние места его компактного проживания на территории Армянской ССР и др. Можно не сомневаться, что кратковременное летнее затишье сменится в Армении очередным весьма бурным осенним политическим сезоном.

Андрей
Арешев
Новые материалы сайта kavkazgeoclub.ru. [16]

©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.


Источник:https://kavkazgeoclub.ru/content/reforma-v-armenii-okazhetsya-li-reshayushchim-mnenie-baku

Ссылки
[1] https://www.azatutyun.am/a/32999804.html [2] https://www.primeminister.am/en/press-release/item/2024/01/19/Nikol-Pashinyan-Report-Ministry-of-Justice/ [3] https://en.apa.az/foreign-policy/minister-claims-against-azerbaijans-territorial-integrity-in-armenias-constitution-are-fundamental-obstacle-to-negotiation-process-441102 [4] https://www.aa.com.tr/en/asia-pacific/azerbaijan-says-peace-deal-with-armenia-impossible-while-yerevans-constitution-is-unchanged/3242606 [5] https://www.civilnet.am/en/news/762354/pashinyan-says-armenia-needs-a-new-constitution-but-why/ [6] https://caliber.az/en/post/246928/ [7] https://www.commonspace.eu/opinion/opinion-armenias-constitutional-conundrum [8] https://aircenter.az/en/single/the-last-hurdle-to-the-armenia-azerbaijan-peace-treaty-should-be-overcome-1487?fbclid=IwZXh0bgNhZW0CMTEAAR12 [9] https://aze.media/constitutional-disputes-and-peace-treaty-challenges-between-armenia-and-azerbaijan/ [10] https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=10231088521373491&id=1144813885&mibextid=WC7FNe&rdid=U45fnWhg4SaxVvXs [11] https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-azerbaijani-president-aliyev-21/ [12] https://president.az/en/articles/view/66296 [13] https://www.youtube.com/watch?v=tDpwH02Sjrg [14] https://turan.az/ru/sloznyi-vopros/armeniia-gotovitsia-k-konstitucionnym-izmeneniiam-blizok-li-mir [15] https://www.president.am/ru/constitution-2015 [16] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru