©2015-2025 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
События в Екатеринбурге – не более чем повод
Азербайджано-российские отношения переживают не лучшие времена. Бывший глава администрации и помощник президента Гейдара Алиева Эльдар Намазов неоднократно и настойчиво предлагает [1] подумать о создании на территории Азербайджана большой турецкой военной базы:
«Это решение должно быть принято в ближайшее время. Этой базы будет достаточно, чтобы обслуживать население в 250 миллионов человек. Она может даже быть сдана в аренду нашему другому союзнику – военно-воздушным силам Пакистана, обладающим ядерным оружием».
По словам пользующегося широким доступом в СМИ многоопытного эксперта, долго перечисляющего все «беды», якобы нанесённые его стране Российской империей, Советским Союзом и современной Россией, Баку сталкивается с растущим давлением, как со стороны России, так и со стороны Ирана – государств, якобы представляющих прямую угрозу суверенитету Азербайджана.
Подобного рода заявления появились через короткое время после того, как в довольно-таки сдержанном заявлении Министерство иностранных дел России обратило внимание на попытки подорвать «стратегически важные» отношения Москвы и Баку.
Эскалация риторики последовала за гибелью двух граждан России азербайджанского происхождения в ходе рейда правоохранительных органов в Екатеринбурге 27 июня. В Баку поспешили осудить действия силовиков как внесудебное убийство на этнической почве, а по мнению некоторых этнически мотивированных спикеров, подлинной причиной происшедшего якобы стал отказ членов семьи Сафаровых отправиться в зону проведения СВО. Между тем, в российских источниках можно найти массу фактов криминального беспредела со стороны этнических банд на протяжении последних десятилетий, не отрицают широких бизнес-интересов местных азербайджанских кланов в том числе и оппозиционно настроенные комментаторы. «Азербайджанская диаспора в России – пожалуй, самая богатая в мире, хорошо организованная, если мы подразумеваем под организацией создание квазибюрократической структуры, которая берёт на себя право репрезентировать всех азербайджанцев. проживающих в России», – отмечает проживающий в Берлине исследователь, уроженец Азербайджана Сергей Румянцев, по мнению которого, власти страны настольно привыкли за десятилетия карабахского конфликта списывать проблемы страны на «происки внешнего врага», что сейчас просто не могут переключиться из этого «регистра». Учитывая специфику правящего режима в Азербайджане (вспомним хотя бы про «тертерское дело», похищения и убийства талышских активистов, длительные сроки ни за что активистам «евразийского движения» и т.д.), ни о каком сострадании к пострадавшим азербайджанцам с российским паспортами здесь и не пахнет – их гибель используются сугубо в качестве информационного повода и пропагандистского жупела.
Помимо отмены визита А. Оверчука и других официальных лиц, последовали демонстративно жёсткие аресты российских граждан (включая туристов, релокантов и т.д.), приостановка культурных обменов и закрытие представительств российских СМИ в Баку. В то время как Москва стремится максимально сгладить негативный резонанс, дипломатические разногласия могут перерасти в более масштабное противостояние, вновь выводящее на передний план давние споры об иностранной военной инфраструктуре.
За последние четыре года подобные сообщения появлялись как минимум раз в год и неизменно опровергались, причём в последний раз это сделал президент Ильхам Алиев, назвавший в конце 2024 г. в интервью главе ВГТРК Дмитрию Киселёву (незадолго до крушения самолёта 25 декабря авиакомпании AZAL и последовавшего за ним политико-дипломатического кризиса) подобные спекуляции ненужными и политически мотивированными, прямо заявив: «В этом нет необходимости». Глава государства указал на подписанную между Турцией и Азербайджаном Шушинскую декларацию 2021 года, в которой содержатся положения о взаимной военной помощи в случае внешней агрессии: «Этого пункта достаточно. Он полностью исключает необходимость создания постоянной военной инфраструктуры». Кроме того, в современных условиях, учитывая глобальное спутниковое наблюдение и уровень международного контроля, скрыть такой объект было бы практически невозможно.
Однако в условиях стремительных изменений геополитических балансов, особенно на фоне резкого ухудшения отношений между Баку и Москвой, то, что когда-то считалось слухами, теперь может приобретать новую актуальность, по крайней мере, как сигнал о намерениях, пишет [2] издание Turkiye Today.
Предложение Намазова (как и ряда других экспертов калибром пониже), ни в коей мере нельзя считать случайным либо спонтанным. Не являясь официальной политикой, оно отражает изменение настроений в «стратегическом сообществе» Азербайджана, где ширятся призывы к Анкаре играть более заметную роль в «обеспечении безопасности на Южном Кавказе».
Как упоминалось выше, идея водворения на берегах Каспия постоянно действующей турецкой базы в последние годы периодически всплывала в азербайджанских и турецких СМИ, но каждый раз официальные лица в обеих столицах отвергали её как спекулятивную или ненужную. Однако на этот раз ситуация иная. Азербайджан вступил в острую фазу конфронтации с Москвой, роль Турции в регионе заметно возросла после войны в Нагорном Карабахе в 2020 году, в то время как ослабленный израильско-американской агрессией Иран по-прежнему конфликтует с Баку из-за транспортных коридоров и оборонных связей между Израилем и Азербайджаном.
Однако опасения Москвы остаются неизменными: возможность появления военной инфраструктуры Турции или НАТО на Южном Кавказе уже давно рассматривается Кремлём как красная черта, продолжает турецкое издание, напоминая о предупреждениях Дмитрия Пескова от 2021 года о том, что любые попытки Турции создать базу в Азербайджане вызовут «особую обеспокоенность» и потребуют «принятия мер для обеспечения национальной безопасности».
По мнению аналитиков, эта обеспокоенность особенно остро ощущается в связи с членством Турции в НАТО и её всё более напористой внешней политикой при президенте Реджепе Эрдогане, включая наращивание военного присутствия в Сирии, Ираке, Ливии и на Кавказе. «Если такой шаг будет официально оформлен, это не только изменит карту региональной безопасности, но и поднимет напряжённость в отношениях с Россией на совершенно новый уровень», – заявил один европейский дипломат, знакомый с динамикой региональной безопасности. Некоторые западные наблюдатели полагают [3], что Баку намеренно провоцирует эскалацию конфликта с Москвой, чтобы добиться от неё уступок по другим вопросам.
Хотя доказательства стремления Анкары обзавестись постоянным военным присутствием в Азербайджане отсутствует, её влияние в стране неоспоримо. Согласно открытым источникам, турецкие военные советники плотно внедрены в военную структуру Азербайджана как минимум со времён войны 2020 г., а совместные учения стали обычным делом. Турецкая оборонная промышленность стала ключевым элементом послевоенной военной модернизации Азербайджана, включая продажу ряда перспективных систем вооружений, трансфер технологий и т.д.
На дипломатическом уровне Эрдоган последовательно выступает за нормализацию отношений между Баку и Ереваном, при выполнении последним ряда известных предусловий Азербайджана. Недавний визит в Стамбул премьер-министра Армении Никола Пашиняна – первый подобный визит армянского лидера со времён холодной войны – стал сигналом о том, что Турция считает себя центральной силой в регионе, постепенно заменяющей Россию.
Разговоры о турецкой базе являются частью более масштабной стратегической перестройки, ускорившейся после начала Россией 24 февраля 2022 г. спецоперации на Украине. Хотя Баку не присоединился к западным санкциям и антироссийским платформам, он укрепил связи со странами, не входящими в сферу влияния России, включая Турцию, Пакистан, Израиль, а в последнее время – также Китай, Вьетнам и др., что снижает зависимость от Москвы.
В беседе с Türkiye Today научный сотрудник Евразийского центра нежелательного в России Атлантического совета Эндрю Д’Аньери отметил скорость и масштаб последствий текущих событий: «Ключевые основы стратегических связей между двумя странами вряд ли изменятся. Несмотря на обоснованные претензии его страны к России, президент Алиев остаётся крайне прагматичным и не позволит этому эпизоду подорвать основы связей его страны с Россией». Масштабы сотрудничества могут сократиться (в сфере культурного обмена, распространения образовательных программ и туристических связей), но продажи энергоресурсов и стратегические отношения, скорее всего, сохранятся.
Высказывается предположение, что в настоящее время Москва нуждается в Азербайджане даже больше, чем прикаспийская страна в России, что открывает Баку возможности для дальнейшей эскалации. Пользуясь возникшими у России проблемами, последние 3,5 года Азербайджан давил и добивался постоянных уступок, вплоть до полного вывода российского миротворческого контингента из Нагорного Карабаха после окончательного перехода края под контроль Баку осенью 2023 года, и явно намеревается давить дальше.
Перспектива более глубокого военного присутствия Турции в Азербайджане является тревожным сигналом как для России, так и для Ирана. Независимо от того, будет ли в конечном итоге создана база, геополитический центр тяжести на Южном Кавказе смещается. И Анкара, и Баку ясно дают понять, что намерены всячески приближать новую, куда более комфортную для них реальность.
Ссылки
[1] https://1news.az/news/20250630053113717-Eldar-Namazov-Pora-skazat-Moskve-i-Tegeranu-zabudte
[2] https://www.turkiyetoday.com/region/speculation-over-turkish-military-base-in-azerbaijan-reignites-amid-baku-moscow-crisi-3203767
[3] https://www.middleeasteye.net/news/why-azerbaijan-russia-relations-are-breaking-point
[4] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru