©2015-2024 Кавказский геополитический клуб. Геополитика, политика, общество, религия.
Массовые манифестации и протестные акции, начавшиеся на проспекте Руставели 20 июня и продолжающиеся в настоящее время, закономерно привели к дальнейшему отчуждению между Тбилиси и Москвой. С 8 июля прерывается воздушное сообщение между двумя странами, российским туристам не рекомендовано посещать Грузию, Роспотребнадзор усиливает контроль над ввозом вин и других алкогольных напитков из Грузии. Всё это чревато серьёзными издержками [1] для экономики кавказской страны, разорвавшей дипломатические отношения с Россией после августовской «пятидневной войны» 2008 года и признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, в последние годы (в частности, благодаря усилиям комиссии «Карасина – Абашидзе») удалось частично восстановить торгово-экономические связи, транспортное сообщение, гуманитарные связи и т.д. С 2012 по 2017 год грузинский экспорт в Россию возрос [2] на 900 %; в 2018 году товарооборот между странами составил 1,35 млрд долл., что на четверть выше показателя предыдущего года. Россия – главный импортер грузинского вина: в 2018 году из Грузии завезли около 54 миллионов бутылок (две трети всего производимого там вина). На сегодня условие хотя бы относительного возвращения к прежнему «статус-кво» со стороны Москвы – прекращение русофобской истерии в соседней стране, однако, судя по всему, страсти улягутся далеко не скоро.
Относительно генезиса тбилисских беспорядков циркулируют самые различные версии и предположения. На первый взгляд, они стали неожиданными, однако если проанализировать цепочку прямо или косвенно связанных между собой фактов, обстоятельств и тенденций, то складывается более сложная картина. На наш взгляд, противопоставлять внутриполитическую мотивацию оппонентов правящей партии «Грузинская мечта» в лице «Единого национального движения», «Европейской Грузии» и иже с ними вероятному внешнему организационному и информационному сопровождению массовых протестных акций не вполне корректно: одно вовсе не исключает, а, скорее, дополняет другое. Так, 22 июня стало известно, что за пару дней до начала беспорядков в Тбилиси там побывал [3] директор «Центра Джо Байдена» Майкл Карпентер, пугавший своих слушателей якобы ведущейся Россией гибридной войной, и недвусмысленно критиковавший недостаточно враждебные «северному соседу» местные власти: «Я не уверен, что правительство полностью понимает последствия своей политики открытых дверей с Россией. С таким количеством «туристов» (ФСБ), с большими участками земли, скупаемой ароссийскими бизнесменами, они могут проснуться в один прекрасный день и увидеть, что оккупированы уже не 20%, а 100%». Согласимся – весьма своевременно, как и недавние заявления госсекретаря Майка Помпео, принимавшего премьер-министра Грузии Мамуку Бахтадзе: «США надеются, что Грузия закончит проект порта Анаклия. Порт усилит отношения Грузии со свободными экономиками, что поможет ей миновать быть жертвой экономических интересов Китая и России. Эти мнимые друзья не имеют лучших интересов к Грузии».
Некоторые российские эксперты предполагают, что обострение внутриполитической ситуации в Грузии может быть обусловлено антииранскими военными приготовлениями радикального крыла администрации Донадьда Трампа (Джон Болтон, Майк Помпео и др.). Несколькими днями ранее, сам хозяин Белого Дома, играя на грани фола, объявил [4] о нанесении ракетных ударов по Ирану, однако в последний момент «притормозил» принятое уже было решение. В конце 2018 года министр обороны Грузии Леван Изория рассказал [4] о начале строительства на базе аэродрома Вазиани крупного военно-логистического центра НАТО, способного, после модернизации взлетно-посадочной полосы, даже самых крупных транспортных средств. Модернизированный объект бывшего закавказского военного округа включается [5] в реализацию амбициозной Программы оборонной готовности (GDRP), активная фаза которой начнется в 2021 году. По мнению редактора военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклия Аладашвили, имеющий стратегическое значение военный аэродром Вазиани необходим США и НАТО для быстрой переброски сил и средств на Кавказ в случае обострения обстановки. Таким образом, речь идёт об «аэродроме подскока» в 80 километрах от российской и в 300 километрах от иранской границы, что чревато трагедиями в воздухе, подобными той, которая едва не произошла [6] с пассажирским рейсом компании Qatar Airways 20 июня над Оманским заливом.
Широко распахнутые двери американцам морские ворота Анаклии [7] создают условия для возникновения инцидентов (пусть и менее крупных) наподобие недавних загадочных атак так на танкеры [8] в том же Оманском заливе. Чёткое акцентирование главой американской дипломатии внешнеэкономических приоритетов своего кавказского сателлита также не оставляет места иллюзиям: «Региональное коммерческое представительство США, которое скоро откроется в Тбилиси, будет санкционировать участие Грузии в любых, совместных с Россией, Китаем, Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и другими странами СНГ проектах, все контракты будут проходить цензуру американской резидентуры, в результате чего Грузия распрощается с остатками своей независимости!», – уверен [9] главный редактор Грузинформ Арно Хидирбегишвили.
Разумеется, очередное обострение грузино-российских отношений (хотя и далёкое от «горячей» фазы, как в 2008 году) не может не беспокоить Армению и Арцах: для этого достаточно взглянуть на географическую карту. В частности, через Грузию в Армению поступает российский природный газ; в этом году Тбилиси и Москва договорились о повышении стоимости (монетизированного в 2016 году) транзита. Кроме того, в апреле министр экономики Георгий Кобулия заявил [10] о закупках продукции «Газпрома», что, хотя и в малой степени, пошатнуло бы безраздельную монополию на газовом рынке Грузии азербайджанской компании SOCAR. Перевозчики в Армении, да и в самой Грузии, с нетерпением ожидали начала имплементации российско-грузинского соглашения «О механизмах таможенного администрирования и основных принципах мониторинга товаров» от 2011 года, призванного открыть альтернативные «Верхнему Ларсу» пути через территории Абхазии и Южной Осетии (Транскавказская магистраль). Впрочем, и без того непростой процесс согласования интересов сторон, избравших оператором проекта швейцарскую компанию SGS, шёл далеко не просто, и вот теперь о его реализации, похоже, придётся забыть, возможно – надолго. Надо полагать – к вящей радости официального Баку, многие годы не скрывающего своей стратегической задачи по коммуникационной изоляции Армении и максимальному затруднению любых её связей с внешним миром.
Как известно, недавней встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне предшествовала очередная эскалация напряжённости в регионе нагорно-карабахского конфликта. А 24 июня под председательством премьер-министра Никола Пашиняна прошло [11] очередное заседание Совета Безопасности Армении. Обстановка не только не разрядилась, но наоборот, процессы в регионе вынуждают Ереван быть бдительнее в плане возникающих вызовов, заявил глава правительства, выразивший убежденность в том, что власти смогут «найти необходимый инструментарий во избежание возникновения дополнительных рисков для Армении и управления уже имеющихся». Безопасность Армении и Арцаха – серьезнейший приоритет для правительства: в этом плане необходимо обсудить и решить не только текущие среднесрочные, но и долгосрочные стратегические задачи. «Одновременное резкое обострение грузино-российских и ирано-американских отношений может вызвать серьезные трудности для Армении в вопросе поставок», – пишет [12] автор блога «Ереванец», предлагая запастись, по крайней мере, трехмесячными гарантированными запасами продовольствия и топлива: «Вопрос обеспечения стратегических резервов регулируется Законом РА «О государственных материальных резервах» [2004 года – авт.], и теоретически необходимые ресурсы в Армении должны быть, но, учитывая ряд субъективных и объективных факторов, необходимо привлечь внимание к этому вопросу. Я думаю, что власти должны срочно проверить, действительно ли эти стратегические ресурсы существуют на складах, и, если они не существуют, принять срочные меры для их получения и хранения» (1). По мнению бывшего министра иностранных дел Арцаха Армана Меликяна, ухудшение грузино-российских отношений может привести к определенным ограничениям на деятельность пограничного контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс, что негативно скажется на объемах грузоперевозок в Армению.
«Между Ереваном и Тбилиси обговорено, что влияние третьих сторон на армяно-грузинскую повестку не должно быть, или если оно и есть опосредованно, то стороны сводят его к минимуму с тем, чтобы не навредить отношениям», – напоминает [13] армянский политолог, эксперт по Грузии Джонни Меликян. Путём челночной дипломатии армянские власти могут попытаться содействовать нормализации отношений Тбилиси и Москвы, однако в конечном итоге – это сугубо межгосударственная прерогатива. Скорее всего, последние события в Тбилиси повлияют на повестку дня намеченного на 27 июня (после многолетнего перерыва) очередного, десятого заседания [14] армяно-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (сопредседатели – вице-премьеры Майя Цкитишвили и Тигран Авинян). 28 июня в Дилижане состоится армяно-грузинский бизнес-форум, договорённость о проведении которого достигнута в начале мая. В сентябре 2018 года премьер-министр Грузии предложил армянской стороне довести товарооборот, ни много ни мало, до миллиарда долларов (с отметки 240 млн. долл. в 2017 году). Однако реальность не выглядит столь радужной – по данным Национальной статистической службы Армении, внешнеторговый оборот между двумя соседними странами в 2018 году составил 138,9 млн. долл. (годовой спад на 42,4 %).
Пока же стало известно [15] о готовности ряда армянских авиакомпаний («Армения», «Тарон-авиа» и Atlantis European Airways) «принять участие в урегулировании кризиса между братскими народами», начав перевозку пассажиров между Грузией и Россией. «Сразу после опубликования указа президента РФ Владимира Путина о прекращении прямых рейсов в Грузию с 8 июля я обратился ко всем армянским авиакомпаниям, чтобы уточнить их готовность и возможности участвовать единым армянским фронтом в пассажироперевозках Россия – Грузия и обратном направлении», – написал на своей странице Facebook советник премьер-министра Армении Акоп Чагарян. Речь идёт о пяти самолетах на рейсы между Россией и Грузией, число которых может увеличиться до семи. Авиакомпания Georgian Airways также предложит своим пассажирам транзитный рейс Тбилиси – Ереван – Москва. С другой стороны, дальнейшая эскалация в Грузии означает уменьшение потока в эту страну туристов из Армении, а также российских граждан, путешествующих на автомобилях через грузинскую территорию (включая проблемы и возможные провокации в отношении обладателей российских паспортов).
…Жёсткие действия полиции в Тбилиси, пытающейся пресекать несанкционированные акции и реагировать на попытки захвата органов государственной власти, вряд ли остановят сторонников бывшего президента Михаила Саакашвили и активистов ряда радикальных (в том числе молодёжных) группировок. Против силовиков, возможно, превысивших полномочия при разгоне протестов июня, инициировано прокурорское расследование. Лидер правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили объявил [16] о выполнении требований протестующих в части перехода на пропорциональную парламентскую систему и отмены избирательного барьера, что приведёт к большей пестроте политического ландшафта при доминирующем антироссийском векторе, чреватом новыми эмоциональными вспышками за гранью адекватности. Можно предположить, что внутриполитическая турбулентность в Грузии будет сохраняться достаточно долго, и использоваться внешними игроками в целях дальнейшей дестабилизации Кавказа. Не следует забывать и о том, что в раздувании очередной грузино-российской эскалации заинтересованы не только в Вашингтоне, но и на берегах Апшерона (о чём, собственно, сами и пишут [17], особо не скрываясь). По мнению [18] бывшего премьер-министра Армении Гранта Багратяна, спецслужбы соседней страны пытаются еще более обострить грузино-российские отношения, включая закрытие сухопутных дорог, после чего «Азербайджан «предложит» Армении войну». И всё это не может не оказывать влияния на принимаемые армянскими властями решения.
Примечание:
(1) Несколько лет назад между Арменией и Россией была достигнута договорённость [19] о создании совместного центра государственных резервов двух стран, позволяющего избегать форс-мажора в случае чрезвычайных ситуаций.
Ссылки
[1] https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/38395
[2] https://ru.krymr.com/a/kak-menylis-otnosheniya-gruzii-i-rossii/30014284.html
[3] https://www.fondsk.ru/news/2019/06/23/za-dva-dnja-do-besporjadkov-gruziju-navestil-majkl-karpenter-48449.html
[4] https://www.fondsk.ru/news/2019/06/22/kak-ssha-mogut-organizovat-iranskyu-provokaciju-48440.html
[5] http://agenda.ge/en/news/2018/1067
[6] https://www.fondsk.ru/news/2019/06/25/trampa-hotjat-razygrat-vtemnuju-48455.html
[7] https://www.fondsk.ru/news/2019/04/26/ob-amerikanskih-proektah-otsechenija-centralnoj-azii-ot-rossii-48082.html
[8] https://www.fondsk.ru/news/2019/06/15/omanskij-zaliv-us-delaut-novyj-shag-k-vojne-s-iranom-48394.html
[9] https://news-front.info/2019/06/18/pompeo-hochet-prevratit-gruziyu-v-pompei-arno-hidirbegishvili/
[10] https://tass.ru/ekonomika/6322210
[11] https://ru.armeniasputnik.am/politics/20190624/19298137/Nuzhno-izbezhat-novykh-riskov-dlya-Armenii-Pashinyan-provel-zasedanie-Sovbeza.html
[12] https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/275/posts/38407
[13] https://ru.armeniasputnik.am/politics/20190624/19297597/Erevan---ploschadka-dlya-primireniya-ili-Kakoy-tsenoy-vlasti-Gruzii-uderzhali-vlast.html
[14] https://arminfo.info/full_news.php?id=43257&lang=2
[15] http://eurasia.expert/armyanskie-aviakompanii-soobshchili-o-gotovnosti-vozit-rossiyan-v-gruziyu/
[16] https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/337029/
[17] https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83772/posts/38408
[18] https://regnum.ru/news/2653339.html
[19] http://arka.am/ru/news/economy/voprosy_upravleniya_materialnymi_rezervami_v_stranakh_sng_obsuzhdayut_v_erevane/
[20] https://kavkazgeoclub.ru/novye-materialy-sayta-kavkazgeoclubru