Убожество Национального музея РЮО: заметки посетителя

16 августа, 15:47

 

Национальный музей Республики Южная Осетия по определению не может быть провинциальным школьным музеем. К сожалению, пока он представляет собой именно это печальное зрелище

На днях в совершенно не приспособленном для этого фойе зала заседаний правительства Южной Осетии открылась выставка замечательного цхинвальского художника Вадима Каджаева. Весной она с успехом прошла во Владикавказе. Выставлялся он и во многих других известных залах - Каджаев известен далеко за пределами РЮО. Но вот организовать выставку в Цхинвале неожиданно оказалось весьма сложно, о чем художник подробно рассказывает в своем интервью.

Многие подробности неприятно поражают. И если такой интеллигентный и доброжелательный человек, как Вадим Каджаев, решил откровенно рассказать о том, как встречают его искусство на родине, проблема зашла слишком далеко. Мы коснемся лишь одной из тем, затронутых в интервью Вадима. По его словам, в Национальном музее (где, казалось бы, должны быть все условия для организации художественных выставок), никаких условий - в частности, труб и других приспособлений для крепления картин - нет. За монтаж всего этого в музее запросили 300 тысяч (!) рублей. Картины художников старшего поколения, в частности, прославленного Махарбека Туганова, хранятся в запасниках в ненадлежащих условиях. Отвечая на вопрос, почему до сих пор (музей открыт без малого два года назад) не устранены эти «недочеты», Вадим Каджаев резко заметил: «Потому что им выгоднее купить для директора музея «лексус», чем сделать что-то необходимое для самого музея».

О «лексусе», как и о теории музейного дела, автор этих строк ничего не знает, однако высказаться о других «недочетах» как рядовой посетитель, для которого, собственно, и строился Национальный музей РЮО, имеет полное право. Резюмировать впечатления от его посещения можно одним словом: убожество. Блеск наружного оформления - блистающие люстры, красные дорожки, десятки стеклянных витрин - резко контрастирует с нищетой экспозиций. И, если уж выбирать из двух зол, лучше бы было наоборот. То, что на музей были потрачены большие средства (а ведь планируется еще вторая и третья очередь, а также этническая деревня), не вызывает сомнений. Но почему только на внешнее оформление?

Национальный музей РЮО можно обойти за десять минут. Смотреть в нем совершенно нечего, но мы постараемся подробно рассказать об эскспозициях для тех, кто пока не удосужился побывать в этом очаге национальной культуры. К сожалению, дисциплинированно выполняя категорический запрет на фото- и видеосъемку (совершенно не понятный - в Эрмитаже, например, таких ограничений нет), мы лишились возможности представить документальные свидетельства описываемого, так что придется ограничиться словами.

Первый этаж представляет собой два огромных зала (вот где проводить вернисажи!), заполненные десятками (!) одинаковых витрин с сотнями (!) одинаковых, или, во всяком случае, однотипных экспонатов: булавками, черепками, бусами и т.п. из Тлийского могильника. Эти образцы кобанской культуры, безусловно, должны быть представлены в Национальном музее. Но не в таком сбивающем с ног количестве (еще раз: они заполняют два огромных зала) - и хоть с какими-то пояснениями! Отсутствие пояснений не просто наводит скуку, но может вызвать и откровенное недоумение. Что означает крестик, лежащий среди прочих артефактов кобанской культуры? «Кобанцы» носили кресты задолго до прихода Христа? Крестик оказался в Тлийском могильнике гораздо позднее? Разве это не следует объяснить посетителям?

Необходимость нахождения в музее группы ободранных, скособоченных чучел представителей югоосетинской фауны, сиротливо жмущихся в углу (приличнее всех выглядит леопард, хуже всех, как ни странно - самая обычная ворона), также вызывает сомнения. Все эти медведи и филины уместнее в краеведческом музее, а если такового нет - в уголке детского творчества в каком-нибудь районном Доме культуры.

Не менее провинциально выглядит уголок старого быта с чучелами (простите, но по-другому не скажешь) горцев - неряшливо сделанными, неудобно посаженными, вызывающими жалость, а не симпатию и интерес к жизни предков. Эти унылые фигуры - мы уже на втором этаже - соседствуют с несколькими витринами с предметами старого быта, опять же, без всяких пояснений и, тем более, интерактива, давно внедряемого не только в национальных, но и в продвинутых школьных музеях (кстати, офииального сайта, за исключением страницы в Facebook, у музея тоже нет). Интересно? Нисколько. Мимо всего этого - а надо понимать, что в Цхинвал приезжают люди, видевшие немного больше репертуара районного ДК, например, скифское золото Национального музея Тавриды, оказавшееся сейчас в европейском плену - посетители проходят, не останавливаясь.

Но где же экспозиции, посвященные новейшей истории Южной Осетии, жизни республики в статусе грузинской автономии, истории национально-освободительного движения, грузино-осетинского конфликта?.. Они представлены в Музее геноцида и Музее боевой славы (весь прочий XX век отсутствует практически полностью), таящихся где-то в стороне за неприметными дверями. Их действительно стоит максимально скрывать от посетителей.

Музей боевой славы, посвященный героике Великой Отечественной войны -  по сути, рядовой школьный музей. Подобный музей в нашей московской школе был гораздо богаче, интереснее и человечнее; он был наполнен личными вещами, письмами, живыми воспоминаниями ветеранов, и когда там проводились экскурсии для младших классов, впечатлительные девочки утирали слезы, а мальчики вставали навытяжку, видя себя в одном строю с героями. В цхинвальском же музее, увы - многовато картонного пафоса и маловато реальных ветеранов, хотя кого-кого, а героев Великой Отечественной среди жителей Южной Осетии - огромное количество!..

Но наиболее противоречивые чувства охватывают в сердце, а вернее, в той комнатке, что должна быть сердцем Национального музея - Музее геноцида. Историческая и пропагандистская значимость этой экспозиции очевидна. Именно здесь молодое поколение и гости республики должны получать исчерпывающую информацию об истории национального движения южных осетин, геноциде 1920 г., сути грузино-осетинского конфликта, первой попытке его «разморозки» в 2004 г. и грузинской агрессии против РЮО 2008 г., завершившейся бесславным разгромом захватчиков и признанием независимости Южной Осетии со стороны России, а чуть позже - и ряда других государств, о мирном строительстве светлого будущего.  

 Однако ничего подобного они там не узнают. Более того - вообще ничего не узнают. Вся экспозиция - это две огромные, на всю стену, фотографии времен начала грузино-осетинского конфликта и «августовской войны», «разбавленные» фотографиями поменьше. Под фотографиями 2008 г. - осколки ракет и снарядов, которыми обстреливался Цхинвал. Бросаются в глаза хорошо читаемые на одном из обломков надписи на русском языке. Разумеется, и тут никаких пояснений. Но давайте представим, как кто-то из посетителей (совершенно не обязательно негативно настроенный по отношению к Южной Осетии - возможно, просто мало или совсем не знакомый с реалиями конфликта с Грузией), презрев запрет на съемку, фотографирует этот осколок на фоне фото горящего Цхинвала. Пост в социальной сети с комментарием «осетины выставляют в своем музее снаряды, которыми русские их же и убивали» набирает сотни лайков и злорадных комментариев грузинских и прочих националистов и им сочувствующих. Именно так и будет, если подобные экспонаты не будут снабжены подробными разъяснениями! Неужели это непонятно?..

Примерно так это выглядит. Фото

История грузино-осетинских взаимоотношений, конфликта начала девяностых и, тем более, «августовской войны», достаточно хорошо документирована. Имеется огромное количество любительской и профессиональной фото- и видеосъемки, масса трофейных документов, изобличающих, например, участие в событиях 2008 г. украинских и других иностранных наемников, роль США и иных государств Запада в развязывании конфликта. Наконец, есть десятки тысяч живых свидетелей происходившего и десятки книг, посвященных этой проблематике. Но напрасно искать хотя бы следы всего этого в Национальном музее РЮО. Напрасно искать там историческую правду о том, что происходило на многострадальной югоосетинской земле в процессе противостояния с грузинским государственным шовинизмом. Но тогда напрасно ждать понимания мировой (и отчасти даже российской) общественности, желающей знать правду о причинах и следствиях спровоцированного Тбилиси грузино-осетинского противостояния. Если осетины не хотят писать свою историю, ее напишут за них, пока они будут любоваться  одинаковыми булавками из Тлийского могильника. Какое, милые, у вас тысячелетье на дворе?..

Списать все это исключительно на провинциальность не получится. Как выяснилось, Цхинвалу предлагали современные технические музейные решения, но от них отказались в пользу банальных витрин. Конечно, нужны и витрины, с этим никто не спорит, как нужны и булавки. Но должно же быть что-то помимо этого? Ведь другие народы как-то справляются с подобными задачами.

Несколько лет назад довелось побывать в Мемориальном комплексе жертвам репрессий неподалеку от столицы Ингушетии. Экспозиции, посвященные депортации ингушей в 1944 г. и осетино-ингушскому конфликту, производят колоссальное впечатление. Они организованы в соответствии с современными тенденциями музейной работы и содержат множество хорошо подобранных экспонатов, призванных сформировать и утвердить ингушскую точку зрения на эти трагические события.

Экспозиции ингушского музея. Фото автора

Что уж говорить о ереванском Музее геноцида армян…

Так, может быть, вместо того, чтобы удивлять посетителей неопрятно сделанными чучелами людей и животных, стоит внимательно изучить имеющийся богатый опыт аналогичных музеев и воплотить его в Цхинвале, раз уж не способны придумать ничего своего? Национальный музей Республики Южная Осетия по определению не может быть провинциальным школьным музеем. К сожалению, пока он представляет собой именно это печальное зрелище. Но почему многочисленные югоосетинские историки, политологи и журналисты, не говоря уже о государственных чиновниках и высшем руководстве РЮО, мирятся с подобным положением? Или они гордятся таким «музеем»?..

«Это (равнодушное отношение к культуре - прим.) ведет к деградации», - заключил в своем интервью Вадим Каджаев. Позволим себе не согласиться с замечательным художником: не ведет, а уже привела. Все это и есть деградация, как ни больно об этом говорить - деградация смыслов, девальвация прошлого, деградация будущего.

Яна Амелина - секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Фото на главной странице сайта: Осинформ

Яна
 
Амелина
16 августа, 15:47