Трансформация политсистемы Турции и глобализация

29 декабря, 13:54

 

В настоящее время актуальной проблемой является влияние глобализации на мировые политические процессы. Испокон веков многие народы стремились интегрироваться в мировое сообщество. Интеграция происходила не только добровольно, но и насильственно, как было, например, в период эллинизма. Глобализация непосредственным образом может оказывать влияние не только на общественную жизнь, но и на трансформацию политических процессов в государстве. Глобализационные процессы приводят не только к разрядке отношений, но и способны усиливать их.

Рассматривая ситуацию в современной Турции, попробуем разобраться, каким же образом глобализация способствовала изменению политической системы в этой стране. Турция де-факто является наследницей Османской и частично Византийской империи, которая не смогла сохранить статус-кво «третьего Рима». Им стала Москва, а отсюда известная концепция: «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать». Тесные дипломатические связи России и Турции имеют давнюю традицию. Их соперничество приводило к локальным конфликтам и войнам. Таких событий между двумя странами в истории было достаточно. Обратим внимание, что в большинстве случаев победительницей выходила Россия, а не Турция. Получается, политические лидеры России оказались более дальновидными и в тоже время более гибкими в отличие от турецкого руководства. Не случайно Россию называют страной, которая объединяет Европу и Азию, в то время как Турцию можно считать центральным государством Востока или его оплотом.

Политические процессы последних десятилетий таковы, что мировое сообщество стало активнее использовать опыт прежних поколений, а именно прибегать к политике подчинения Востока перед Западом. Все крупнейшие мировые политические противостояния Запада и Востока непосредственным образом были связаны с участием Турции, которая была и остается наследницей восточных традиций и культурных ценностей.

Следующей причиной возникновения конфликтов между странами Востока и Запада были религиозные вопросы, как следствие, политическая система находится в неустойчивом состоянии. Яркий пример - эпоха Средневековья. На тот момент Россия не представляла никакой угрозы для турецкого государства, но конфликт назрел с европейскими государствами (по их инициативе начнутся крестовые походы). Европейские страны с помощью военных походов хотели насильственно интегрировать Восток в систему западных ценностей. Европейцы рассчитывали с помощью Востока решить свои основные проблемы. Многие представители класса люмпен-пролетариата, воодушевленные красноречием политических (феодалы и их король) и духовных (священники и Папа Римский) лидеров, пошли войной на Восток в поисках новой лучшей жизни. Они рассчитывали не только получить новые земли, но и захватить христианские святыни. Война была одним из насильственных способов правящего класса в навязывании своей воли всем остальным. Турции пришлось отстаивать не только свой суверенитет, но и независимость Востока в целом, от нападок европейских государств.

Почему европейцы выбрали Восток, а не северные или азиатские земли? Ответ весьма очевиден, если учесть, что территория Османской империи включала в себя земли, некогда принадлежавшие Западу, а именно Римской и Византийской империи, где располагаются главные святыни христианского мира. Османская империя, захватив один из главных европейских городов - Константинополь, превратила его в свою столицу. Турция продемонстрировала Западу, что Восток является независимой территорией, которой чужды западные ценности. Вплоть до настоящего времени бывшая европейская столица де-факто является столицей восточного государства.

Несмотря на то, что Турция - оплот восточной цивилизации, глобализация к настоящему времени способствовала разрядке в отношениях Запад – Восток. Интеграция восточного государства с западным сообществом происходила в течение столетий. Этому способствовал ряд фактов. Приняв григорианское (западное) летоисчисление в 1925 г., Турция отказалась от восточного летоисчисления. Она вступила в ООН, Североатлантический альянс и многие другие международные организации. На современном этапе Турция, как и многие другие государства, включена в мировую экономическую систему. В итоге, любой экономический кризис непосредственным образом отражается на политике турецкого государства.

Тем не менее, современные политические процессы, происходящие в Турции, говорят о том, что эта страна стремится быть «независимой» в рамках мирового сообщества. Ее отношения с рядом западных государств (США, ЕС и т.д.) носят неопределенный характер. Турция - не только как наследница Османской империи, но и как правопреемница Восточной цивилизации - стремится доказать европейским и западным странам, что  является независимой страной, готовой отстаивать собственные интересы, которые могут привести к усилению напряженности в международных отношениях.

Глобализационные процессы способствовали тому, что многие восточные традиции, такие, как восточная деспотия (султанат) и прочие, к настоящему времени практически сошли на нет. Несмотря на то, что многие западные политические ценности стали господствовать в политическом процессе Турции, эта страна пытается прежние политические традиции «отретушировать» в рамках господства новых дискурсов. В итоге, ныне политическая система Турции переживает трансформационные изменения. Вступление на демократический путь развития, введения избирательной системы, развития гражданского общества и ограничения власти военных (завещанной когда-то Ататюрком) привело к тому, что политическая жизнь стала более насыщенной.

На протяжении ряда лет президент Эрдоган при общении с европейскими странами придерживался принципа ведения «политики двойных стандартов», так как эта позиция позволяла добиваться более выгодных условий для его государства. Итогом подобных действий в политике Турции стало появление временных союзников в лице США и ряда европейских государств. Подобная практика не позволила выстроить долгосрочные и перспективные отношения с указанными странами. Эрдоган, скорее всего, это понимает и в настоящее время стремится переориентировать политику Турции на поиск долговременных союзников. А таким союзником, по мнению многих наблюдателей, может выступить в ближайшей перспективе только Россия. Это объясняется еще и с тем, что нынешняя политическая система России весьма схожа с политической системой Турции. Полномочия турецкого президента весьма схожи с функциями президента РФ.

Стабильность государственного устройства страны напрямую зависит от авторитета и влияния главы государства. При этом нельзя забывать, что среди всех европейских государств только Россия оказала поддержку турецкому правительству по сохранению конституционного строя во время попытки военного путча в ночь на 16 июля 2016 года. Единственным политическим лидером, который помог Эрдогану удержаться на посту президента, был президент РФ Владимир Путин. С этого времени в русско-турецких отношениях произошла разрядка. Хотя ранее турецкое руководство вынуждено было пойти на ухудшение отношений с Россией в основном в интересах Запада. В настоящее время позиция Турции в отношении европейских государств до конца не определена.

Сейчас политическая система Турции находится в состоянии определения надежных опорных конструкций для поддержания относительного равновесия вне зависимости от внутренних и внешних факторов, которые могли бы дестабилизировать турецкое общество. Есть необходимость в постоянном мониторинге политической системы Турции со стороны экспертного сообщества с целью предупреждения негативных политических действий со стороны различных акторов мирового политического процесса.

Байрам Мамедов - аспирант кафедры политологии и политического управления Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Байрам
 
Мамедов
29 декабря, 13:54