Религиозного экстремизма не существует. Это национализм

10 декабря, 20:55

 

6-7 декабря 2019 г. в столице Чеченской Республики городе Грозном прошла III международная научно-практическая конференция «Мобилизация этнокультурного ресурса как важнейший фактор противодействия экстремизму и терроризму», в которой принял участие политолог и эксперт Кавказского геополитического клуба Ислам Сайдаев. Публикуем доклад нашего эксперта, ряд оценок и предложений которого редакция не разделяет и не поддерживает, считая их предметом для дискуссии

 

Национализм, кроющийся под религиозной личиной, является  глобальной угрозой российскому обществу

Принято считать, что самой большой угрозой обществу является религиозный экстремизм. Это клише прочно утвердилось в умах экспертного сообщества и общественного мнения в связи с последствиями  войны на Северном Кавказе в конце 90-х годов XX века и начала 2000-ных годов XXI века (две чеченские военные компании), а также последовавшей за нею войны на Ближнем Востоке.

Однако, объективности ради, нужно отметить, что для выживания человечества в целом большую угрозу  представляет не религиозный экстремизм, а экстремизм национальный (национализм и шовинизм). При более глубоком рассмотрении темы мы можем так же утверждать, что религиозного экстремизма как такового не существует, и что под его личиной кроется махровый национализм, прикрывающийся религиозными лозунгами и использующий религию как инструмент для достижения узко националистических целей.

Если мы  внимательно и скрупулезно проанализируем  периоды мировой истории, так или иначе связанные с ростом так называемого «религиозного экстремизма» и религиозных войн, то при внимательном их рассмотрении обнаружим, что причинами вспышек религиозной нетерпимости в эти периоды в тех или иных регионах мира был не столько религиозный фактор, сколько националистический и узко клановый интерес -  желание некоей нации или клана доминировать в регионе, расширить свои территории и получить власть. Именно националистически настроенные группы лиц или представители неких кланов внутри нации разжигали религиозные войны с целью расширения своего влияния и захвата территорий (плодородных земель и морских пространств) своих соседей. То есть, за религиозной риторикой в большинстве случаев  стояли узко националистические и вполне прагматические цели.

Возьмем, к примеру, одну из первых известных террористических религиозных групп – «зелотов», возникших в I веке до н. э. Несмотря на то, что зелоты якобы были движимы чисто религиозными целями, выступая под «знаменем иудаизма» и ведя борьбу против римской  оккупационной администрации, в основе их доктрины и взглядов (идеологии) была идея о том, что именно евреи являются богоизбранным народом, а значит, никто, кроме них, не имеет право на царство и узурпацию власти. То есть в основе борьбы первой террористической группировки, известной нам из истории «иудейского мира», лежала националистическая доктрина, обернутая в религиозную окраску. Иначе и быть не могло. Ибо любая религия в первую очередь призывает к покорности воле Всевышнего, то есть к проявлению терпения и смирения с судьбой, данной богом. Тирания власти во всех монотеистических религиях считается как испытанием, так и наказанием бога за грехи, которое следует принять с покорностью. Восточная пословица гласит: «Лучше пятьдесят лет тирании, чем один год смуты», так как хаос и анархия, рождаемая смутой, намного хуже тирании власти.

Именно этот принцип и стоит в основе христианской доктрины, выраженной в словах Иисуса Христа (Пророка Исы – мир ему от Аллаха), который сказал: «Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую». Нигде в этих заветах не упоминается о необходимости развязывания террористической деятельности против существующей власти, пусть даже она установилась и путем насилия и диктата.

В мусульманском мире первой  группой или движением, которую можно с полным основанием назвать террористической, является движение «ассасинов», логово которых находилось на территории бывшей Персидской империи. Позднее, к моменту образования этой террористической группировки, эта территория уже входила в состав арабского - исламского Халифата (государства).

Ассасинов по своим взглядам историки относят к шиитам - исмаилитам, которые, как известно, образовались в исламском мире вследствие националистических убеждений персов, бывших владетелей мира, не желавших подчиняться бедуинам пустыни, которых они считали ниже себя по происхождению. Основателем идеологии шиизма был йеменский еврей Абуллах ибн  Саба, действовавший также из своих представлений о том, что евреи являются наследниками пророков (богоизбранным народом), и что именно они должны править миром, а не арабы. Таким образом, ибн Саба создал первую искусственную оппозицию в стане своих потенциальных противников, которые впоследствии приняли на вооружение формы террористической борьбы. Подтверждением того, что ассасины следовали националистическим интересам, как и шииты, является то, что они выступали против власти над собой инородцев - сельджуков, что абсолютно противоречит мусульманской религии.  Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), первым делом провозгласил, что нет разницы между нациями. О том, что  все люди равны перед Господом,  и их разница лишь в степени богобоязненности. 

Основой современного религиозного экстремизма в исламском мире принято считать движение «джихадистов», зародившееся внутри так называемого  течения «ваххабизм», которое, в свою очередь является ответвлением движения обновленцев – «салафитов», зародившегося внутри суннитского ислама.

Несмотря на то, что изначально движение Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба, жившего в XIX веке, зародилось как движение обновления ислама от наслоений языческих верований,  проникших и утвердившихся в религиозных культах и обрядах мусульман того периода, однако свое распространение и поддержку оно получило лишь после того, как их идеология была  взята за  основу доктрины арабских националистов, боровшихся против власти османов. Лозунг так называемых «ваххабитов» гласил: «Кто убьет турка, тот попадет в рай».  Националистически настроенные арабы того времени, подогреваемые потерявшими при османах власть арабскими вождями племен, считали, что власть в исламском халифате по праву должна принадлежать арабам, так как книга Аллаха - Священный Коран - был ниспослан на арабском языке и дарован арабам через арабского пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). 

То есть, «ваххабиты» (не путать с «салафитами») считали арабов богоизбранным народом так же, как когда-то «зелоты» считали таковыми евреев, что давало им основание для ведения необъявленной террористической войны против своих предполагаемых противников. Мы снова видим, что за религиозной риторикой и лозунгами джихада так называемых «ваххабитов» стояли узко националистические и клановые интересы. Свидетельством этого является тот факт, что  после победы над турками власть в арабском мире в ее религиозном центре захватило одно из арабских племен – племя «сауд». Они же  силой выдворили всех остальных арабов за пределы созданного ими теократического королевства.

Возьмем, к примеру, также достаточно молодую  доктрину сионистов, которые так же смогли с помощью этой националистической идеологии организовать свое отдельное государство – Израиль.  Основой движения сионистов или еврейских националистов является иудаизм, хотя изначально основатели сионизма в своем большинстве были атеистами, но это не помешало им для пущей убедительности придать своей  идеологии религиозную окраску с целью манипулирования движением еврейских масс.

Не являются исключением и христианские войны, которые велись в средние века некоторыми европейскими государствами под религиозными лозунгами, и именовались не иначе как «Крестовыми походами». Если мы внимательно исследуем причины крестовых походов, которые  повергли в хаос почти весь, по тем временам, цивилизованный мир, то снова воочию убедимся в том, что в основе этих войн лежало желание знатных европейских кланов и национальных групп получить власть и земли. И снова мы можем наблюдать, что ими двигали не столько религиозные причины, сколько национализм, искусно завуалированный под религиозные идеи. Европейцы того времени, имевшие лишь отдаленные представления о культуре и образовании, страстно не желали  признавать в «дикарях» - людях  с востока (представителях рас с черной или смуглой кожей) -  равных или превосходящих своим интеллектом представителей белой расы. Возможно, многие из них даже сами не понимали, что ими движет латентный национализм и расовая ненависть,  оправдания которым они легко находили, прикрываясь  религиозными лозунгами.

Самой большой трагедией XX века является Вторая Мировая война, унесшая более 80 миллионов человеческих  жизней по всему миру.  Катализатором и двигателем этой войны была национал-социалистическая партия Германии, доктрина которой так же зиждилась на идее превосходства арийской расы над всеми остальными. И несмотря на неприкрытый фашизм, исповедуемый немцами того периода, у адептов Гитлера тоже не обошлось без привязки к древнему культу, к некоей религии предков, оккультным учением которой они оправдывали свой вандализм, варварство и нечеловеческую жестокость.

Возьмем совсем свежие примеры.  Первая Чеченская военная компания 1994-96 года носила чисто сепаратистский характер. Изначально никаких религиозных лозунгов у дудаевцев не звучало, так как необходимости в них не было. Они пытались добиться независимости, основываясь на международном праве и поддержке западных правозащитных организаций.  Однако, когда дело начало идти к началу боевых действий, Джохар Дудаев все больше стал прибегать к религиозной риторике. Однажды он даже пытался шантажировать Москву, говоря, что если ему не позволят создать демократическую свободную республику, то он объявит Исламское государство, и тогда война в Афганистане для России покажется детской забавой, что впоследствии и произошло. 

Поняв эффективность джихадистской идеологии в борьбе против потенциального противника, во второй чеченской компании речь  о национально-освободительной борьбе уже практически  не шла. Борьба за независимость была завуалирована под религиозную борьбу против неверных. Таким образом, понимая, что одними лозунгами о свободе и независимости народ на борьбу не поднять, сепаратисты из национально-освободительного движения Ичкерии стали использовать религиозную карту.

Мы можем констатировать, что зачастую именно националистические интересы некоторых народов, наций и националистически настроенных кланов и групп являются катализатором и разжигателем религиозных войн, способным разрушить любую империю и государство. А это означает, что сегодня для России не менее важно способствовать укреплению межнациональных связей, развивать идеи интернационализма и братства народов и всячески препятствовать националистическим проявлениям. В этой связи, хочется отметить, что сегодня есть опасность движения центробежных сил, которые могут разрушить Россию. Если ранее идеи сепаратизма исходили из национальных окраин, то сегодня болезнь национализма проникла в центральные регионы России, в среду государствообразующей нации – русского народа.

Согласно данным «Левада-центра», опубликованным в 2019 году, ксенофобские настроения, пошедшие на спад с 2014 г., растут второй год подряд. С 2017 г. уровень этнофобии (доля тех, кто хотел бы ограничить проживание в России какой-то этнической группы) поднялся с 54 до 71%, что близко к показателям «докрымского периода» 2012–2013 гг. Так, доля выступающих за ограничение проживания цыган выросла с 17 до 40%, китайцев – с 15 до 39%, выходцев из Средней Азии – с 19 до 32%, уроженцев Кавказа – с 22 до 31%, украинцев – с 8 до 18%, евреев – с 4 до 17%.  Среди проблем, которые более всего тревожат россиян, все чаще фигурирует межнациональная и мигрантская тематика: в 2015–2017 гг. об этом говорили суммарно 17–18% опрошенных, в 2019 г. – 23%. Доля тех, кто выступает за ограничение трудовой миграции, выросла за два года с 58 до 72%. При этом 64% респондентов (против 57% в 2013 г.) считают, что их родственники и знакомые могли бы делать работу, которую выполняют мигранты.

Также в последнее десятилетие мы наблюдали, как под видом возрождения древнеславянских культов (неоязычества) некоторые силы пытались поднять русские националистические взгляды и воззрения и противопоставить их веротерпимой и интернациональной Русской православной церкви. Когда этого сделать не удалось, и русская православная церковь дала этим силам решительный бой и сама стала на путь возрождения, то эти националистические центробежные силы, могущие привести к развалу России, завуалировали свои истинные цели и намерения и стали бороться против Православной церкви, частично проникнув в ее ряды и пытаясь направить церковь на ложный националистический путь.

18 октября 2019 года я в составе делегации из Чеченской Республики и Ингушетии побывал в на 23-м Всемирном русском народном соборе, который в этом году проходил под лозунгом «Народосбережение России». В мероприятии участвовали как представители духовенства трех основных конфессий: христианства, ислама и иудаизма, так представители власти РФ. Президиум мероприятия был представлен руководителем Всемирного русского собора Патриархом Кириллом, его заместителем Константином Малофеевым, а также федеральными министрами, депутатами Государственной Думы и т.д.

Зал же был заполнен представителями различных регионов из числа членов Всемирного русского народного собора, а также членов Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел». Первым по теме «Народосбережение» выступил Патриарх Кирилл. В своей речи он затронул тему катастрофического состояния духовности русского народа, и, как его следствия, уменьшения населения страны, недостаточности внимания к жизни православных людей на центральном телевидении РФ и других информационных каналах и т.д. Словом, Патриарх Кирилл говорил как настоящий русский патриот и радетель за будущее русского народа, что должно вызывать лишь уважение и подчеркивает его патриотизм и любовь к собственной нации.

Много было замечательных выступлений на Всемирном русском народном соборе, назывались цифры и предлагались варианты решений демографической проблемы, в том числе и катастрофического положения русского народа. Одно из них мне запомнилось больше всего – это выступление руководителя Общества «Двуглавый Орел» Леонида Петровича Решетникова, который отметил, что проблема демографии в России, в том числе и уменьшение численности  русского народа, заключается не в отсутствии условий и стимула для рождения детей, а в отсутствие духовности и веры, и пока православной церкви не будет уделено должного внимания со стороны власти, эту проблему решить не удастся.

В этой связи меня беспокоит один вопрос, который я поднял выше, ставший роковым для чеченского народа во время попытки самоопределения в 1991 - 94 году. Когда речь идет о возрождении духовности и веры народов, в данном случае русского народа, очень важно, чтобы в этот процесс не были примешаны националистические силы и их воззрения.  Чтобы  они своими ложными идеями не испоганили весь процесс.  Чтобы они не увели русский народ с  пути  возрождения  на путь самоуничтожения.

В связи с вышесказанным считаю, что уже сегодня, строя планы и расписывая программы по «народосбережению» и возрождению русского духа и русского народа, нужно учитывать и интересы представителей иных конфессий. Уже сегодня следует определить роль иудаизма, мусульманства и других верований народов России в деле возрождения русского этноса.  Определить их вклад и роль в возрождении русского народа и русского государства, так как в прошлом в становлении русского государства и русского этноса принимали участие в том числе и иудеи, и мусульмане, и представители других конфессий, представители малых народов, навеки соединивших свою судьбу с Россией и русским народом.

Сегодня очень важно, чтобы в движение  национального возрождения русского народа, укрепления его духовности и самобытности не проникли реакционные националистические силы, ибо русский народ - это цементирующий народ Российского государства. Русский народ, как фундамент здания, лежит в основе Российского государства, и он же как цементный раствор скрепляет кирпичики этого государственного здания, состоящего из разных народов культур и конфессий. Если русский народ заболеет вирусом национализма, то не останется уже никакой объединяющей Россию силы, и здание нашего государства просто развалится, как карточный дом.  Русский народ и православная церковь потому и притягивали к себе соседствующие с ними народы, что были веротерпимы и с равной степенью уважением и справедливостью относились ко всем народам, жившим с ними бок о бок. И если сегодня  русский народ потеряет эти качества, к примеру, поддавшись каким-либо националистическим воззрениям, то Россия потеряет свою притягательность для других народов, которые когда-то добровольно вошли в состав России.

Именно благодаря этой особенности русского этноса несколько столетий назад чеченские, а за ними и ингушские общества попросили подданства России, что стало отправной точкой создания Российского государства в современных границах на Кавказе. Историками установлено, что процесс знакомства русских с вайнахами начался в X-XV веках, а уже в XVI-XVII века были установлены постоянные русско-вайнахские связи. В 1781 году окончательно был завершен процесс вхождения Чечни и Ингушетии в Российскую Империю.

Следует всегда помнить и не забывать, что Россия и русский народ не является государством и народом-завоевателем, построившим огромную империю на костях покоренных им народов, как это преподносят враги России и русского народа, а прежде всего, является правопреемниками предваривших русское государство на Евразийских просторах иудейского - хазарского и булгарского каганатов, буддистской, а затем и мусульманской «Золотой орды», которые распались в силу ряда исторических причин.  На основе которых в качестве правопреемника и возникла Российская Империя, а за нею и современная Россия. Этот подход и эта формула должна лечь в основу строительства нового российского общества и всех ее программ, в том числе и в решении проблемы демографии в России.  

В этом и есть особенность русской души, которая вобрала в себя дух и традиции всех конфессий и народов, обитавших на этом пространстве. Кому, как не русским, дальше нести эту цементирующую и скрепляющую народы и конфессии  историческую миссию. Но при этом будет весьма не разумно и губительно загонять русский народ в некие религиозные догмы и идеологические рамки.

 

Ислам Сайдаев - член Союза журналистов России, руководитель Чеченского отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», член постоянно действующей рабочей группы Антитеррористической комиссии Чеченской Республики по осуществлению молодежной политики в области противодействия экстремизму

Ислам
 
Сайдаев
10 декабря, 20:55