«Расулевские чтения»: добавить актуальности и злободневности

11 июля, 14:04

 

7 июля в городе Троицке Челябинской области состоялась VI всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России», посвященная памяти суфийского шейха Накшбандийского тариката Зайнуллы Расулева (1833-1917). Репортаж «Русской народной линии».

«Расулевские чтения» как конференция стали проводиться с 2012 года и достаточно быстро из сугубо межрегионального мероприятия превратились в международный форум (на нем принимают участие духовенство и ученые из Казахстана, Иордании, Ливана). География российских участников первоначально охватывала имамов и ученых из Урало-Поволжья, Москвы и Владикавказа, но на этот раз было заметное присутствие участников из Дагестана. 

Автор статьи, не первый раз участвуя в «Расулевских чтениях», отмечает, несмотря на ряд накладок, улучшение организационной работы данного мероприятия. Во многом это связано с тем, что губернатор Челябинской области Борис Дубровский придает ему большое значение. Объективно можно сказать, что маленький Троицк (население составляет 75 тыс. человек) постепенно возвращает себе славу начала прошлого века, когда его именовали «уральской Меккой»: в уездном городке располагалось 7 мечетей, а посетить суфийского шейха Зайнуллу Расулева стекались мусульмане со всего Урало-Поволжья и даже Северного Кавказа.

Сюда последние 6 лет раз в году съезжается несколько сотен имамов с регионов Поволжья и Урала, и когда видишь такое большое количество мулл в белых чалмах и разного цвета чапанах в одном месте, то действительно создается ощущение, что люди сюда прибыли по зову сердца как на некое паломничество. Почитание суфийских шейхов и уважительное отношение к их памяти – давняя традиция этого региона. И светские власти области стараются поддерживать это направление. В любом случае в Уральском федеральном округе «Расулевские чтение» - это самый крупный исламский форум на сегодняшний день.

Мероприятие состоялось в стенах Южно-Уральского государственного аграрного университета: здесь прошли секции «Зайнулла Расулев. Жизнь и служение», «Ислам в России. Состояние и тенденции развития» и круглый стол «Проблемы современного российского ислама и пути их решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Автор данной статьи присутствовал на круглом столе, и потому будет представлена работа этой части конференции.

Открыл работу круглого стола заместитель начальника Управления общественных связей, начальник отдела по реализации национальной политики Управления общественных связей Правительства Челябинской области Илья Аносов, который поприветствовал его участников и передал слово для выступления верховному муфтию России, председателю Центрального духовного управления мусульман, шейх-уль-исламу Талгату Таджутдину

«Каждый год мы собираемся на эту прекрасную конференцию, и тем самым чтим память нашего досточтимого шейха Зайнуллы ишана Расулева», - начал свое выступление верховный муфтий России. «На Ближнем Востоке идет война в Сирии и Ираке, и наше правительство, которое мы поддерживаем, борется с этой напастью (имеется в виду запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ. – прим.) по просьбе законного правительства Сирии, - перешел Талгат хазрат на глобальную повестку дня, - а помогать соседям, у которых в доме пожар, наша святая обязанность. Радикальные течения, которые сейчас творят зло в Сирии, к сожалению, есть и в нашей стране». 

По его мнению, религиозные организации в одиночку противостоять радикализму не в состоянии: «Без государства муфтияты бороться с радикалами под маской религии не смогут». «Но я добавлю, что где есть единство мусульманских общин, там происки радикалов почти невозможны», -продолжил развивать свою мысль шейх-уль-ислам, прямо намекая на недавний выход из состава ЦДУМ РДУМ Чувашии (33 общины) и РДУМ Ханты-Мансийского автономного округа (22 общины). «И ушедшие в раскол до сих пор сидят в Общественной палате России, - не называя по имени, Таджутдин обрушился с критикой на муфтия Чувашии и Москвы Альбира Крганова, - а другие на счетах имеют 40 млн. рублей, откуда-то взявшихся», - опять не называя конкретно по имени, но явно намекая в сторону муфтия РДУМ ХМАО Тагира Саматова, отколовшегося от ЦДУМ в 2016 году. «Посмотрите, вот рядом (имеется в виду Свердловская область. – прим.) есть 6 муфтиятов в одном регионе: так эти муфтии даже вместе собраться и попить чай не в состоянии. Увещеваниями из Корана, богословскими толкованиями их объединить невозможно, расколу может противостоять только государство, только государство в России в состоянии объединить мусульман, чтобы был мир», -  завершил свое выступление Таджутдин, процитировав часто повторяемое главой ЦДУМ изречение пророка Мухаммеда «То, что не исправлено Кораном, то будет исправлено султаном», имея в виду, что только государство (султан) может навести порядок.

Затем дали слово для выступления заместителю муфтия Дагестана Ахмаду Кахаеву, которого только за последний год можно было увидеть во многих татарских муфтиятах в качестве частого визитера (им были совершены поездки в Казань, Уфу, Новосибирск, Санкт-Петербург, теперь вот Троицк). Эксперты, наблюдающие за такой активностью Кахаева, сошлись во мнении, что за этим стоит желание ДУМ Дагестана, покинувшего весной 2017 года Координационный центр мусульман Северного Кавказа и заявившего о своей самостоятельности, заручиться поддержкой татарских муфтиятов, многие из которых также прошли этот путь – побывав в составе крупных муфтиятов федерального масштаба, они затем ушли в самостоятельное плавание (ДУМ Татарстана, ДУМ Чувашии, ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Запада России). В кулуарах также высказывалось предположение, что, вероятно, Кахаева тестируют на роль будущего преемника муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева, который через вот такие визиты к татарским муфтиям должен обрасти связями и узнаваемостью.

Гость из Дагестана свое выступление посвятил взаимодействию татарских и дагестанских имамов в прошлом. Тем более, что персона шейха Зайнуллы Расулева - наиболее подходящая историческая фигура для подтверждения прошлых связей урало-поволжских и северокавказских мусульман. «Жизнь досточтимого шейха Зайнуллы Расулева была связана и с Дагестаном: досточтимый дагестанский шейх Сайфулла-кади Башларов (1853-1919) принял иджазу (посвящение) от шейха Зайнуллы. Это пример духовных связей мусульман Урала и Дагестана», - отметил Ахмад Кахаев, подчеркнув, что «учение шейха Зайнуллы Расулева сейчас продолжает муфтий Дагестана, шейх Ахмад Абдулаев». Заместитель муфтия Дагестана напомнил, что 1 августа 2016 года в Махачкале были открыты мечети в честь Зайнуллы Расулева и его мюрида Баязида Хайруллина (1871-1950), который в первой половине ХХ века жил в этом городе.

Слово для доклада взял модератор круглого стола Илья Аносов. Отметим, что Илья Иванович Аносов относится к той «старой гвардии» опытных региональных чиновников, в течение многих лет курирующих религиозную сферу и хорошо в ней разбирающихся. Он напомнил, что в 1990-е годы в Россию хлынули иностранные миссионеры, чей приезд удивительным образом совпал с расколом ДУМЕС (Духовного управления мусульман Европейской части России и Сибири), когда часть стремительно возникающих в регионах муфтиятов объявили свою самостоятельность. Он проиллюстрировал последствия подобного явления на примере Бугурусланского муфтията (Оренбургская область). Его муфтию Исмаилу Шангарееву давали деньги саудиты, он построил медресе «Аль-Фуркан», студенты которого затем отправились в ряды боевиков на Северном Кавказе. После того, как это стало известно, Шангареев, опасаясь последствий для себя со стороны правоохранительных органов, уехал в Объединенные Арабские Эмираты (там он проживает и поныне, занялся успешным ресторанным бизнесом).  

«Есть примеры регионов, - Аносов тактично не стал называть конкретно регион, но специалисты сразу поняли, что речь идет о Свердловской области, - где действует не 2-3 муфтията, что само по себе не есть хорошо, а целых шесть». Отметим, что в Челябинской области тоже есть проблема раскола мусульманских общин: подавляющее большинство их входит в состав Регионального Духовного управления мусульман Челябинской области (в юрисдикции ЦДУМ), но все же имеется часть общин (7 приходов), которые состоят в ДУМ Азиатской части России. В Челябинске эту проблему решили следующим образом: пошли по пути заключения соглашения о сотрудничестве с ЦДУМ (такое соглашение было подписано еще в 1998 году) и подчиненном ему РДУМ ЧО, тем самым светская власть в этом регионе четко дает понять, кого она видит своим партнером на исламском поле. Правда, Аносов посетовал, что если на областном уровне идет поддержка ЦДУМ, то на муниципальном уровне порой власти могут поддерживать и альтернативные мусульманские структуры (имеется в виду ДУМАЧР). 

Одно из обсуждаемых событий на «Расулевских чтениях» - предстоящее открытие медресе «Расулия» в Троицке, которое было основано в 1883 году Зайнуллой Расулевым. Если этот проект возрождения медресе реализуется, то это будет единственное мусульманское религиозное учебное заведение на Урале. Впрочем, Аносов в своем докладе заметил, что учащиеся медресе «Расулия» одновременно будут учиться по специальностям Южно-Уральского государственного аграрного университета: «Имамы поедут работать на село, а в деревне духовенству прокормить себя только религиозной службой будет трудновато, поэтому сельскохозяйственная специальность (агроном или ветеринар) поможет имамам найти себе стабильный источник дохода в сельской местности», - отметил Аносов. Здесь стоит добавить, что подобная практика имеет место в Татарстане. Так, в Казанском медресе имени 1000-летия ислама студентам дают специальности не только имама, но и профессионального пчеловода, причем у медресе имеется своя учебная пасека. Таковы реалии современной жизни на селе.

Затем выступить дали председателю Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан Вячеславу Пяткову. В этом регионе 68% религиозных общин являются мусульманскими. Чиновник рассказал любопытный факт, демонстрирующий, по его мнению, показатель межконфессионального согласия: когда в Уфу приезжал патриарх Кирилл, то состоялась его встреча с верховным муфтием России Талгатом Таджутдином. И первое, что сказал Талгат Таджутдин Патриарху Кириллу: «Здравствуй, брат!» 

В Башкортостане Пятковым было инициировано и осуществлено создание комиссий по межнациональным и межконфессиональным отношениям при главах муниципальным районах, куда входят местное духовенство. Благодаря им удается очень оперативно решать многие проблемы: если где-то появляются какие-то проповедники, начинает действовать секта, то эта информация становится известна комиссии, а оттуда информация быстро передается в Уфу, где уже в курсе происходящего и быстро реагируют на произошедшее.

Пятков заметил, что сейчас чиновников на муниципальном уровнях обучают тому, как взаимодействовать с религиозными и псевдорелигиозными организациями. «Никаких «частных мечетей» не должно быть, все мечети должны быть в юридическом подчинении централизованным религиозным организациям и быть зарегистрированы», - подчеркнул Вячеслав Пятков. Нужно отметить, что проблема «частных мечетей» актуальна не только для Башкортостана, но и для всего Волго-Уралья: на территории поселков владельцы частных коттеджей превращают их в мечети, причем могут на частном участке построить здание мечети, которое по документам будет числиться как коттедж, соответственно, в таких «частных мечетях» собираются мусульмане, образуя общины, неподконтрольные Духовному управлению мусульман, действующие нелегально. Формально владельцы подобных «частных мечетей» заявляют, что приходящие молиться в их коттеджи - просто их гости. Контроль за «частными мечетями» и тем, что там проповедуют, вести затруднительно, что, соответственно, вызывает справедливые опасения превращения подобных религиозных центров в места пропаганды и вербовки радикальных организаций.  

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Галина Хизриева рассказала про принцип предупреждения распространения идеологий насильственного экстремизма и тактику «апокалиптического такфира». В выступлении была приведена сегодняшняя распространенная картина, когда теракты совершают одиночки, причем теракты одиночек происходят в тех странах, где раньше с терроризмом на религиозной почве никогда не сталкивались: например, в Норвегии. Более того, сегодняшняя реальность деятельности террористов одиночек такова, что в некоторых странах Европы вообще отсутствует антитеррористическое законодательство как таковое.

Автор этой статьи, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов выступил с докладом «"Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" на территории Урала: особенности пропаганды, вербовочная деятельность, характер противодействия со стороны духовенства и государства». По словам исследователя, проникновение этой запрещенной в России террористической организации на территорию Урала началось в 1999 году: именно тогда была выявлена первая ячейка «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в Нижневартовске. С того времени группы сторонников организации стали появляться в других городах Уральского федерального округа: Тюмени, Тобольске, Магнитогорске, Чебоксарах, Красноуфимске и т.д.

Известны случаи, когда «хизб-ут-тахрировцы» использовались для рейдерского захвата мечетей: регионы Урала пережили организационный раскол мусульманской уммы, и те общины, которые примкнули к ДУМАЧР, старались захватить мечети, которые подчинялись ЦДУМ. И такое очень наглядно произошло в 2002 году в Красноуфимске (Свердловской область), где имам Наджибулла Ситдиков был изгнан радикальными исламистами из мечети. Касаемо Челябинской области, то в этом регионе за последние 12-13 лет силовиками было выявлено 5 ячеек «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», некоторые из членов которых имели регулярный рецидив совершения преступлений радикальной направленности. Т.е. люди были осуждены за участие в деятельности террористической организации, отбыли наказание, однако после освобождения вернулись к своей прежней работе по созданию ячеек, вербовке и пропаганде.

Сулейманов отметил, что большой и очевидной проблемой остается прибытие в потоке трудовых мигрантов из Центральной Азии эмиссаров «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», которые у себя на родине жестко преследуются, а переезжая в Россию, стараются вести пропаганду в среде своих земляков и соплеменников, что несколько затрудняет выявление их, поскольку агитируют они на национальных языках народов, к которым принадлежат.

Выступает Раис Сулейманов

Наиболее интересным и дискуссионным было выступление секретаря-координатора Кавказского геополитического клуба Яны Амелиной, которое произвело большое впечатление на слушателей и коллег. Исследователь представила подготовленный ею аналитический доклад «“Группы смерти” как угроза национальной безопасности России».

По мнению Амелиной, ИГИЛ как глобалистский проект постепенно подходит к своему финалу. Окончательно ставить точку в его истории еще, вероятно, рано, но очевидно, что «исламское государство» («халифат») как концепция построения государства рухнула: «Был "яркий" старт, бурный всплеск, а сейчас мы наблюдаем бесславный его закат», - уверена эксперт, предположившая, правда, что на фоне падения ИГИЛ может произойти укрепление позиций «Аль-Каиды», но также ненадолго. «4 тысячи российских мусульман, уехавших в ряды ИГИЛ, из 15-20 миллионов – это только лишь говорит о том, что моральные уроды есть в любой религиозной группе», - констатирует Амелина. При этом исследователь отмечает конфликтный потенциал одной тенденции – это наполнение российской мусульманской уммы мигрантами, причем в ряде случаев происходит в некоторых мечетях вытеснение и замещение коренных мусульман. Решать подобное можно путем ограничения миграции.

Переходя к презентации подготовленного ею аналитического доклада, Яна Амелина высказала убеждение, что социальные сети, которые изначально создавались для виртуального общения, постепенно превращаются в технологию по апробации механизма подготовки молодежи к суицидальным и агрессивным действиям, что оттачивается разными радикальными группировками. В популярной социальной сети «В контакте» существует целый набор групп агрессивно-деструктивного содержания, которые занимаются раскруткой мемов, акцентирующих внимание на немотивированной жестокости, идет героизация и романтизация бессмысленного убийства, в том числе и своих сверстников, полный отказ от любого позитива, нагнетания депрессивности.

Яна Амелина

Подобного рода пропагандируемые мировоззренческие установки проникают в подростковую среду. Джихадизм в этой связи выглядит не радикализацией ислама, а исламизацией радикализма, т.е. человек, ставший на путь джихадизма, выбирает этот путь, поскольку его привлекает деструктивность, которая по идее могла бы быть выражена в агрессивном спорте или криминальном бандитизме, но он выбирает джихадизм, т.е. исламизацию радикализма. Эксперт отметила, что все больше в таких формах самореализации выступают девушки: их не секс-джихад привлекает, а желание вот таким деструктивным способом самореализоваться через джихадизм. Хулиганистость девушек становится для подростков не просто модой, но даже нормой. Отсюда и возвращение популярности субкультуры АУЕ («Арестантский уклад един» - совокупность ценностей тюремного мира) в молодежную среду, чрезмерное завышенное по частоте использование отборного мата в социальных сетях, причем даже в чисто «женских» группах про моду или кулинарию. 

Амелина заметила, что так называемые праздники «Холи» (фестиваль красок), выражающиеся в разбрызгивании и забрасывании краской, подспудно преследуют цель снять страх у подростка перед пролитием крови. Поэтому требование церковных структур запретить подобные «забавы» справедливое и верное, считает эксперт.

Затем прозвучали выступления ректора Открытого университета «Диалог цивилизаций», председателя Ливано-российского дома (Бейрут) Фараха Сухейля про христианско-мусульманский диалог в России и сотрудника Института повышения квалификации работников образования Челябинской области Вячеслава Кузнецова про преподавание «Основ православной культуры» в образовательных учреждениях Челябинской области.

Пленарное заседание конференции состоялось во второй половине дня, что достаточно необычно и неожиданно для научных мероприятий (традиционно пленарные выступления звучат вначале конференций).

Открывал пленарное заседание «Государство и ислам: Сотрудничество во благо России» губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Он подчеркнул в своем выступлении, что «с каждым годом география представленных на конференции стран расширяется. Нас, безусловно, интересует опыт других регионов России и зарубежных стран, и во многом для этого мы развиваем «Расулевские чтения» как международную научно-практическую площадку для обсуждения актуальных вопросов современного ислама».

Губернатор в своем выступлении подчеркнул, что именно с РДУМ ЧО (в составе ЦДУМ) светские власти в области выстраивают партнерские отношения: так, в 2015 году было заключено соглашения между Челябинской областью и Центральным духовным управление мусульман России. После этого администрации 17 городов и районов Челябинской области заключили прямые соглашения о социальном партнерстве с РДУМ ЧО. «Замечу, что в Челябинской митрополии Русской православной церкви и входящих в ее состав епархиях ведется активная общественно-просветительская работа: создаются детские воскресные школы и кружки, объединения для подростков и молодежи, братства и сестричества благотворительной и социальной направленности. Мусульмане также не должны замыкаться исключительно в рамках совершения обрядов в стенах мечети. Но этот процесс должны возглавить по-настоящему деятельные, просвещенные имамы, носители не только духовной власти, но и гражданского авторитета», – резюмировал губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

Затем прозвучали приветствия от имени Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе Игоря Холманского (его зачитал главный федеральный инспектор по Челябинской области Артем Пушкин), верховного муфтия России Талгата Таджутдина, директора Института исламской цивилизации (Москва) Саида Кямилева и епископа Троицкого и Южноуральского Григория (Петрова).

Профессор Амманского международного университета исламских наук (Иордания) шейх Абдурраззак Ассаиди в своем выступлении рассказал, что, бывая у себя дома в Иордании, его частенько там спрашивают о том, как живут россияне. «У них в России, когда заканчивается посев, проводят такой праздник Сабантуй, где собираются татары, башкиры, русские и другие народы, мусульмане и православные, и губернатор приходит на этот праздник, обходит палатки, где все народы выставляют свои блюда из национальной кухни. И губернатор пробует эту еду, берет с рук, совершенно не боясь, что его кто-то может отравить. Более того, это не приходит никому в голову сделать: губернатор доверяет народам, а народ доверяет губернатору», - пересказывает арабским коллегам свои наблюдения иорданский шейх, добавляя, что «ничего подобного невозможно представить в арабских странах, где любая еда прежде, чем будет попробована правителем, будет десять раз проверена». Происходит подобное отношение, полагает Абдурраззак Ассаиди, потому, что «у нас [в арабских странах], к несчастью, наоборот: правители ненавидят свой народ, а народ ненавидит своих правителей». 

«У меня на Ближнем Востоке спросили: каково положение мусульман? –продолжил рассказывать иорданский шейх, - я ответил, что в России есть свобода вероисповедания, и мечетей сейчас очень много, и сам Президент России Владимир Путин не только помогает в строительстве мечетей, но помогает создавать исламскую академию в Болгаре, где я сейчас тружусь». «На моей родине (шейх Абдурраззак Ассаиди - уроженец Ирака, вынужденный уехать из этой страны в Иорданию. – прим.) сейчас появился ИГИЛ, который смеет себя именовать "исламским государством". Это организация нанесла столько зла самим мусульманам: ведь боевики ИГИЛ убивали самих мусульман, несогласных с ИГИЛ. Причиной терроризма – это религиозная необразованность и финансирование его закулисными игроками. Поэтому важно предотвратить причины терроризма. Я выражаю благодарность Владимиру Путину за то, что он заботиться о правильном религиозном образовании мусульман России». Шейх отметил, что, «к сожалению, в арабских странах порой не имеют представление о положении мусульман в России». В конце он предложил на «Russia Today» вести передачи о положении мусульман России, поскольку этот телеканал смотрят в зарубежных странах.

Затем слово для выступления было предоставлено ректору Открытого университета «Диалог цивилизаций», председателю Ливано-российского дома (Бейрут). Фарах Сухейль выступил с докладом «Исламская и православная цивилизация: диалог культур». Он считает, что существуют не только общечеловеческие, но и божественные ценности. «Нам нужно делать все, чтобы жизнь была в духе согласия, культуры мира, диалога между разными цивилизациями и религиями. Давайте делать вместе, чтобы освободиться от тяжелой и негативной энергии, которая бывает в мире, чтобы божественные ценности только укреплялись в человеческом обществе», - предложил профессор Сухейль.

Заместитель директора Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова начала свое выступление с впечатлений: «Когда подъезжаешь к Троицку, то видишь, что к "Расулевским чтениям" здесь готовятся основательно. Рекламные баннеры по городу, съезжаются на это международное мероприятие духовенство и ученые, чиновники и писатели, студенты и преподаватели. Все это может только радовать и внушать понимание того, какое внимание светские власти Челябинской области придают этому мусульманскому форуму». 

По словам уфимского исламоведа, необходимо преодолеть организационную раздробленность российской мусульманской уммы. Она привела весьма показательное сравнение. «Представьте, как бы выглядело нелепо, если бы было у одного района или одного города не одна администрация, а, например, две, или целых шесть? Разве это было бы нормально? - задала резонный вопрос Юнусова, - а ведь подобное существует в мусульманской среде регионов России, где порой в одной области не два, а целых шесть муфтиятов». 

Добавим, что в Челябинской области более 100 приходов входят в областной РДУМ. «Объединение, образование и общественное согласие – вот три составляющие, гарантирующие спокойствие и стабильность ислама в России», - резюмировала в конце свое выступление Айслу Юнусова.

В конце пленарного заседания состоялось торжественное награждение Ильнура Галеева, победителя конкурса «Мунаджат-2017»: ему вручили Коран, изготовленный мастерами из Златоуста на трех языках. Также были вручены медали и благодарственные грамоты от имени ЦДУМ директору Института исламской цивилизации Саиду Кямилеву, имамам.

Организаторы мероприятия «разбавили» научно-практическую конференцию богатой культурной программой. На следующий день в Троицке прошел масштабный Сабантуй. 

Подводя итог «Расулевским чтениям-2017», стоит отметить, что осталось ощущение чрезмерной заорганизованности мероприятия: будто бы поручили проводить мероприятие не одному ответственному должностному лицу, а нескольким, из-за чего возникали накладки организационного плана (например, программу мероприятия участникам вручили только на самой конференции, а желательно бы прислать по электронной почте заранее; или не совсем верная логистика при организации питания в местных кафе, когда привозя одних участников в одно кафе на обед, выяснялось, что там уже все столы заняты, и приходилось вести в другое заведение общепита). Но все подобные мелочи, неизбежные при проведении крупных по масштабу мероприятий, простительны, поскольку чувствуется, что уровень «Расулевских чтений» повышается. Этому форуму придают большое значение и светские власти Челябинской области, и духовенство, превращая его в «визитную карточку» региона. Объективно говоря, ничего аналогичного нет в соседних регионах Уральского федерального округа, где если что-то на исламскую тематику и проводится, то выглядит очень скромно и не столь масштабно, а то и вообще не проводится. 

Из пожеланий и добрых советов на будущее, автор бы отметил недостаток докладов по актуальным и злободневным проблемам. Часть докладов были по принципу «обо всем хорошем, против всего плохого» (такие выступления тоже необходимы и полезны, но хотелось актуальной аналитики), а вот остро актуальных и злободневных было недостаточно. К примеру, интересное и привлекшее внимание выступление Яны Амелиной про «группы смерти» как технологию апробации механизма подготовки подростков к суициду, которую, как считает она, могут использовать и джихадисты, еще долго обсуждалось в кулуарах: оно было актуально и злободневно. Возможно, подобные доклады следует делать не на широкую аудиторию, а, как говорится, за закрытыми дверями, когда проблема обсуждается среди специалистов: не все острые темы следует выносить на всеобщее обсуждение. Но общее пожелание: побольше актуальности. Современные процессы в исламской среде – куда как не актуальная проблематика. А Южный Урал – прекрасная площадка для их обсуждения. 

 Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир»

Раис
 
Сулейманов
11 июля, 14:04