Экономика Армении в 2017 году в контексте членства в ЕАЭС

28 февраля, 14:15

 

Экономическое исследование, приуроченное к пресс-конференции членов Евразийского экспертного клуба в пресс-центре государственного информационного агентства «Арменпресс»

Татул Манасерян

Год 2017 выдался удачным для экономики Армении, как с точки зрения внутренних тенденций, так и с учетом углубления интеграционных процессов в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС). В целом, показатель экономической активности в Армении, согласно официальным статистическим данным за 2017 год по сравнению с аналогичным периодом 2016 года вырос на 7,7%, что является самым высоким в регионе. В последний раз, в целом, экономический рост страны на уровне около 7% был зафиксирован в 2012 году.

Рост экономической активности в 2012 году составил 7,2%, в 2013 году – 3,5%, в 2014 году - 4,1%, в 2015 году – 3%, в 2016 году – 0,7%.

Высокий рост экономической активности обеспечен за счет промышленности, которая выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 12,6% - до 1 660,9 млрд драмов, торговли – рост на 14% до 2 602,1 млрд драмов, услуг – рост на 14.4% до 1 453,5 млрд драмов, а также восстановление сферы строительства – рост на 2,2% до 415,8 млрд драмов.

При этом объем валовой продукции сельского хозяйства, по сравнению с тем же периодом прошлого года, сократился на 3%, составив 906,7 млрд драмов. Однако рост экспорта отдельных видов сельхозпродукции и продукции обрабатывающей промышленности значительно вырос, особенно в страны ЕАЭС. Только по части экспорта вина в Россию был зарегистрирован рекордный за последние годы рост – свыше 80% (1 млн л.) экспорта армянского вина приходится на российский рынок, при этом объемы экспорта в Россию возросли на 68,1%. А за годы членства Армении в ЕАЭС общий объем экспорта в Россию увеличился на более чем 250%.

В 2017 году Армения обеспечила рекордный объем экспорта – 2 242,9 млн долларов (по сравнению с тем же периодом прошлого года, рост на 25,2%, что является самым высоким ростом за последние 5 лет). В тоже время импорт составил 4 182,7 млн долларов (по сравнению с тем же периодом прошлого года, рост на 27,8%).

В результате внешнеторговый оборот Армении по итогам 2017 года составил 6 425,6 млн долларов (по сравнению с тем же периодом прошлого года, рост на 26,9%). Курс доллара в указанный период составлял, в среднем, 482.72 драма.

Примечательно, что согласно данным НСС, Армения увеличила экспорт в страны СНГ на 40,3% до $579,5 млн. При этом экспорт в РФ составил $541,5 млн. (рост на 44,6%), на Украину – $10,45 млн. (рост на 30%), в Туркменистан – $6 млн. (рост на 5,7%), в Казахстан – $4,9 млн. (спад на 1,2%), Беларусь – $6,9 млн (спад на 48,3%) и в другие страны – $9,6 млн. (рост на 52,2%).

Экспорт в страны ЕС увеличился на 32,2% до $633 млн. Значительные объемы экспорта за 2017 год зафиксированы в Болгарию – $286,2 млн. (рост на 87,8%), Германию – $132,4 млн. (спад на 4,7%), Нидерланды – $90,7 млн. (рост на 78,5%), Бельгию – $45,6 млн. (рост на 9,8%), Италию – $37,4 млн. (рост на 17,4%). При этом за прошедший год Армения в разы увеличила экспорт в Данию – в 3,4 раза, Венгрию – в 2,1 раза, Великобританию - в 3,1 раза, Кипр - в 4 раза, в Швецию – в 5,2 раза, Испанию – в 13 раз, Финляндию – в 11,7 раза.

В другие страны Армения экспортировала продукции на $1030,2 млн., что на 14,5% больше 2016 года. В частности, в Грузию экспортировала товаров на $155,2 млн. (рост на 5,6%), в Швейцарию – $269,3 млн. (рост в 3,6 раза), в Китай – $123,7 млн. (рост 28,4%), Ирак – $120,9 млн. (спад на 12,3%), ОАЭ – $102,8 млн. (рост на 61,1%), Иран – 84,1 млн. (рост на 11,8%), США - 68,4 млн. (рост на 76,5%).

По данным НСС, импорт в Армению за прошедший год вырос на 27,8%, составив $4 182,6 млн. В результате внешнеторговый оборот составил рекордный показатель со времен независимости Армении - $6 425,5 млн. (рост на 26,9%).

По статистическим данным, наиболее значимые статьи экспорта в отчётном периоде были представлены в следующих товарных группах: «горнорудная продукция» - порядка $ 692,2 млн. (рост на 46.9%), «готовые продукты питания» - порядка $531,26 млн. (рост на 27,5%) и «драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них» - порядка $289 5 млн. (спад на 14,1%). 

В то же время, согласно официальным статистическим данным, за 2017 год импорт продукции по следующим товарным группам был превалирующим: «горнорудная продукция» - порядка $647,7 млн. (рост на 11%), «машины, оборудование и механизмы» – $ 639,3 млн. (рост на 36,4%), «химия и связанная с ней промышленность» – $419,9 млн. (рост на 27,9%), «готовые продукты питания» – 378,1 млн. (рост на 14%) ($1 - 480.63 драма).

В то же время от правительства Армении потребовалось немало усилий по сдерживанию темпов роста инфляции. За январь-декабрь 2017 года в республике была зафиксирована инфляция в размере 1%. Это самый низкий показатель инфляции в регионе, при этом ситуация с инфляцией в стране лучше, чем даже в тех странах, правительства которых оказывают прямое влияние на цены. По данным Нацстатслужбы, потребительские цены в Армении в декабре 2017 года к декабрю 2016 года (12-ти месячная инфляция) выросли на 2,6%, на продовольственные товары (включая алкогольные напитки и табачные изделия) - на 5,3%, на непродовольственные товары – на 1,7%, а на тарифы и услуги - снизились на 0,5%.

Что касается подорожания топлива в результате увеличения акцизного налога, то оно не должно привести к подорожанию других товаров. По данным НСС, в январе 2018 года цены на бензин, дизельное топливо и газ для заправки за месяц выросли на 5,4%, 16,3% и 11,8% соответственно, а по сравнению с январем 2017 года на 28,7%, 37,3% и 10,9%.

Цены на масло на международном рынке повысились, а на внутреннем рынке Армении, вне зависимости от колебаний на международном рынке, продолжают оставаться высокими. 

Инвестиционные проекты

Около $856 млн. было инвестировано в Армении в рамках различных программ в течение года. В начале 2017 года было заявлено о наличии инвестпрограмм на сумму в $5,3 млрд. При этом общая стоимость конкретных инвестиционных программ составляет $3,2 млрд., в 2017 году в Армении были реализованы программы на $856 млн., из которых $580 млн. было инвестировано из частного сектора. По данных Министерства территориального управления по областям, кроме отмеченных $856 млн., были осуществлены дополнительные инвестиции в размере 190 млрд. драмов ($1 - 482,35 драма).

Открытие СЭЗ в Мегри

В Сюникской области Армении под конец года состоялось открытие Свободной экономической зоны «Мегри». Общая стоимость ее строительства оценивается в $32 млн., из которых $28 млн. – капитальные расходы. Это одна из приоритетных инвестиционных программ Министерства экономического развития и инвестиций, которая предусматривает создание СЭЗ площадью в 10-15 га, с возможностью последующего расширения до 45-50 га. Заявки уже поступили от более чем десяти компаний из России, Ирана и Европы, которые изъявили желание начать работы в СЭЗ. По оценкам Минэкономики, эксплуатация СЭЗ позволит создать 2,5 тыс. рабочих мест и увеличить экспорт из Армении на 30%. Основной целью ее создания является развитие торгово-экономических отношений с Ираном и другими странами региона, развитие Сюникской области, а также позиционирование Армении как звена, связывающего Иран со странами ЕАЭС и Грузией. 

Предполагается, что там будет действовать 100-120 компаний, выручка которых за 10 лет составит $52 млн. Произведенную продукцию планируется экспортировать, в частности, в Иран, страны ЕАЭС, Ближнего Востока, в Туркменистан. Общие инвестиции всех компаний за 10 лет планируется довести до $350-400 млн. Функционирование СЭЗ уже закреплено законодательно в Таможенном кодексе ЕАЭС. Всего в ЕАЭС по системе duty-free будут действовать семь таких зон. 

Многосторонние и двусторонние связи в рамках ЕАЭС

Важным этапом в углублении интеграционных процессов является ратификация Парламентом Армении соглашения о порядке добровольного согласования государствами ЕАЭС с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Комиссией разбирательств, связанных с их предоставлением (соглашением регулируется вопрос предоставления особых субсидий и сотрудничество стран ЕАЭС). В частности, соглашением предусматривается право государств Союза на добровольное согласование с ЕЭК специфических субсидий. В соответствии с этим документом Комиссия будет принимать решение о согласовании предоставления специфической субсидии на основе анализа ее соответствия критериям допустимости или недопустимости. Страны ЕАЭС могут предоставлять особые субсидии, которые нацелены на конкретное предприятие, стимулирование налаживания совместного производства за счет предоставления для них субсидий, а также предотвращения возможного демпинга и недобросовестной конкуренции. 

Параллельно с развитием многосторонней интеграции, предпринимаются меры по улучшению двусторонних связей с членами ЕАЭС. Как известно, успешно развиваются традиционные двусторонние связи с Россией. Вместе с тем, динамично развиваются также экономические связи Армении с Республикой Беларусь. Создана рабочая группа, которая во главе с заместителем премьер-министра Беларуси в скором времени посетит Армению. Важно заметить, что для развития двусторонних экономических связей есть широкие возможности и потенциал. В контексте их реализации вырабатываются совместные проекты в сельскохозяйственной сфере, в частности, животноводства и поставок сельхозтехники, а также по линии информационных технологий, транспорта, туризма, возможностей диверсификации авиарейсов, вопроса вхождения белорусских компаний в свободную экономическую зону в Мегри. Товарооборот между двумя странами только за 11 месяцев 2017 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Новые возможности связаны также со свободной экономической зоной, которая открылась в декабре прошлого года на армяно-иранской границе. СЭЗ может быть интересной для белорусского бизнеса, особенно для компаний агросектора. Существуют также возможности углубления сотрудничества в ряде сфер, в частности, в области животноводства, информационных технологий.

Что касается экономического сотрудничества с Казахстаном, то в этих отношениях тоже наблюдается определенный прогресс. Только за 11 месяцев 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, благодаря совместной работе товарооборот между Арменией и Казахстаном вырос на 51,2%. Важно подчеркнуть, что в обеих странах есть многочисленные перспективные проекты, которые можно осуществлять совместно и на взаимовыгодных условиях, в частности, реальные возможности углубления сотрудничества и реализации совместных программ в сферах информационных технологий, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности.

По данным НСС, внешнеторговый оборот Армении с Казахстаном за 2017 год составил $8 985.7 тыс. (рост на 59%), причем экспорт составил $4 915.7 тыс. (спад на 1,2%), а импорт - $4 070 тыс. (рост в шесть раз).

Развитие транспортных инфраструктур

Недостаточно развитые транспортные коммуникации продолжают оставаться существенной проблемой на пути углубления интеграционных процессов. В 2017 году страны ЕАЭС предприняли важные шаги к улучшению ситуации в этой области. В частности, Парламент Армении ратифицировал Соглашение о развитии мультимодального транспорта в рамках проекта ТРАСЕКА. Это соглашение было подписано еще на заседании межправительственной комиссии ТРЕСЕКА 16 июня 2009 года в Киргизии. Оно регулирует отношения между транспортными организациями, мультимодальными транспортными операторами, поставщиками и получателями грузов, иными физическими и юридическими лицами, которые, осуществляя мультимодальные услуги, выступают от имени владельца груза. Документ также устанавливает права, обязанности и ответственность для каждого участника транспортного процесса. Это позволит создать благоприятные условия для мультимодальных перевозок и возможность для формирования выгодных условий для перевозчиков, поскольку предусматривает взаимоотношения между всеми участниками ТРАСЕКА. Транспортировки будут осуществлять мультимодальные операторы, которые будут нести ответственность за весь процесс перевозок. 

Поскольку Азербайджан подписал соглашение с оговорками, Армения подписала его с возражениями. Речь идет об организации безопасности перевозок на взаимных территориях. Напомним, что мультимодальный транспорт – это перевозка грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора. Первая мультимодальная перевозка была осуществлена через территорию Армении в 2017 году, когда в Иран из Германии через новый мультимодальный транзитный маршрут, соединяющий Иран и Европу через Черное море были совершены первые поставки. Планировалось, что данный маршрут заменит для Ирана путь, который проходит через территорию Турции. Проект ТРАСЕКА был создан в 1993 году по инициативе Еврокомиссии в Брюсселе. Цель проекта – развитие транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, создание альтернативных путей, используя существующие инфраструктуры для осуществления грузоперевозок. Государствами-участниками ТРАСЕКА являются Армения, Болгария, Грузия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Украина, Узбекистан.

Татул Манасерян - доктор экономических наук, профессор член Евразийского экспертного клуба

На главной странице сайта: армянские продукты в российских магазинах. Фото

Татул
 
Манасерян
28 февраля, 14:15