Что скрывается за критикой Битарова? (2)

05 октября, 17:21

 

К вопросу о стратегии Вячеслава Битарова и правящей элиты Республики Северная Осетия-Алания

Окончание. Начало

Позиция действующей власти в контексте выше сказанного отличается кардинальным образом. В. Битаров ставит вопросы о поддержке республики и перед Президентом страны, и перед Председателем Правительства Д. Медведевым и другими чиновниками исполнительной власти федерального уровня. Так, в ходе встречи с Д. Медведевым В. Битаров заявил: «Сегодня в республике большая проблема — помимо строительства новых школ еще и реконструкция и капремонт школ. Не буду повторяться. Такая же проблема у нас в здравоохранении… Многие учреждения в здравоохранении построены в дореволюционные годы, в довоенные годы, и сейчас пришли к более 60% износа. Больницы требуют капитального ремонта. Поэтому хотели попросить Вас оказать содействие в решении вопросов по капитальному ремонту учреждений здравоохранения», - сказал он. Результатом диалога Правительства РФ и руководителя республики стало признание региона дотационным. А этот значит, что Северная Осетия может рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны Москвы и на более выгодные условия при участии в целевых программах. Уже в этом году республике была выделена дотация в размере 1 млрд. 90 млн. рублей. По мнению Главы Северной Осетии, «если федеральный центр поддержит республику дополнительно, и удастся решить вопросы софинансирования, а также проблемы в алкогольпроизводящей отрасли, то появится возможность самостоятельно наращивать темпы».

В 2016 году республиканские власти обращались в Правительство России с предложением о необходимости принятия федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания до 2021 года». Тогда эта инициативы не получила поддержки Москвы. Однако В. Битаров в этом году вновь поставил перед В. Путиным вопрос о принятии  федеральной программы по Северной Осетии и получил предварительное одобрение. В. Путиным дано поручение о реализации на территории Северной Осетии плана, в рамках которого предусматривается строительство и реконструкция объектов здравоохранения, культуры, образования и спорта. В связи с этим поручением Д. Козак уже попросил Правительство России подготовить предложения по выработке механизма реализации стратегически важных вопросов. «Мы продолжаем работу над включением объектов социальной инфраструктуры Северной Осетии в федеральные целевые программы — это для нас приоритет. Руководству республики важно, чтобы ее граждане могли получать медицинские услуги широкого профиля в достойных условиях, чтобы в сельских поселениях люди могли заниматься в современных спортивных секциях и качественно организовывать свой досуг. В сам План развития, прежде всего, входит строительство школ и детских садов, что считаем одной из приоритетных задач», – отметил Вячеслав Битаров.

Чрезвычайно важной является и договоренность Вячеслава Битарова с финансово-экономическим блоком России о сокращении доли софинансирования по участию в федеральных целевых госпрограммах (ФЦП) для Северной Осетии с 30% до 5%. В настоящее время руководство республики ставит вопрос о доведении софинансирования республикой ФЦП до 1 %.

Таким образом, действия В. Битарова, не стесняющегося обращаться за поддержкой к федеральному центру, уже дают свои плоды. В частности решаются социальные вопросы (некоторым категориям бюджетников была повышена заработная плата, строятся и ремонтируются социальные объекты и мн. др.).

Близорукая политика, короткие горизонты мышления предыдущих властей во многом стали причиной неблагоприятной ситуации в настоящее время. Безусловно, задачи создания новых производств нужно было ставить, как минимум 10-15 лет тому назад, когда социально-экономическая ситуация в стране была достаточно стабильной и благоприятной. Невозможно провести индустриализацию республики, создать новые производства в течение 1-2 лет. Однако, когда поставлена цель, есть план действий и команда, способная к его реализации, то постепенно, день за днем, год за годом можно приближаться к этой цели.

Отличительной же чертой действующей правящей элиты республики является то, что она стремится к принятию и реализации решений, которые рассчитаны на долгосрочную перспективу. Таким решением является, прежде всего, создание новых производств и рабочих мест в РСО-Алания. «Рабочие места - важнейшая проблема, нужно, чтобы люди могли получать работу, чтобы не выезжали за территорию Северного Кавказа с целью трудоустройства. Над этими вопросами работаем. Буквально на днях создали Агентство развития республики. Мы будем обязательно создавать рабочие места»,  - сказал В. Битаров в разговоре с А. Прохановым. Главой республики в настоящее время поставлена задача восстановления тех военных заводов, которые еще сохранились, и загрузка их заказами. «На территории республики остаётся около десяти заводов ВПК. Все они практически недействующие, лишь пара предприятий, да и то на ладан дышащие. Как только я пришёл к должности, встретился и с Дмитрием Олеговичем Рогозиным по этому вопросу, встречался и с Сергеем Викторовичем Чемезовым. И были даны распоряжения по вопросу, как реанимировать оставшиеся заводы», - сказал В. Битаров.

На данном этапе региональная правящая элита фактически перешла к программно-целевому подходу в вопросе преобразования структуры экономики республики. Это должно привести к усилению способности хозяйства Северной Осетии среднесрочной перспективе к саморазвитию. В. Битаров и Правительство республики провели анализ географических, природных, кадровых и пр. ресурсов и  возможностей республики, определили основные приоритеты. Разработкой стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года Глава и Правительство республики занимаются совместно с группой специалистов консорциума Леонтьевский центр–AV Group. Леонтьевский центр будет действовать совместно с еще одной  новой структурой, которая будет заниматься формированием положительного инвестклимата в Северной Осетии - Агентством развития РСО-Алания. «Наша работа с Леонтьевским центром будет синхронизирована в рамках стратегии, поскольку Агентство создается как проектный офис реализации стратегии социально-экономического развития. Взаимодействие с Леонтьевским Центром уже сейчас происходит на ежедневной основе», – заявил генеральный директор агентства Павел Игнатьев.

К выработке экономической стратегии привлекаются и представители РАН России, а именно доктор экономических наук Р. Дзарасов. Также указом Главы республики создан Совет по экономике, инновациям и конкурентной политике, одной из задач которого является подготовка предложений по формированию концепции, стратегии и планов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, определение этапов такого развития, его методов и механизмов; определение приоритетных задач роста экономики республики, повышения ее инвестиционной привлекательности, создания условий для развития конкуренции; создание условий для внедрения востребованных экономикой республики инновационных процессов (инновационной продукции), обеспечивающих ее качественный рост. В Совет вошли чиновники, руководители коммерческих  и государственных организаций, банков, бизнесмены, руководители научных организаций. Подобная площадка также может сыграть позитивную роль для решения задачи стабилизации социально-экономической ситуации в регионе. Кроме того, в соответствии с Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания создано АО «Корпорация  инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания», деятельность которой направлена,  в частности, на

  • повышение инвестиционной привлекательности Северной Осетии, увеличение конкурентоспособности Республики на внутреннем и внешнем рынках, привлечение инвестиций,
  • развитие государственно-частного партнёрства (в т. ч. софинансирование инвестиционных проектов),
  • реализацию и сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах,
  • взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти по вопросам разработки и реализации инвестиционных проектов.

Важно понимать масштабность и беспрецедентность задач, которые были сформулированы В. Битаровым и Правительством республики во главе с Таймуразом Тускаевым. Задачи создания новых производств и рабочих мест, привлечения инвестиций непростые в смысле их  реализации, но вполне логичные и продиктованные всем опытом постсоветского развития республики. Производство и рабочие места – локомотив развития экономики. Это аксиома для любого экономиста. Иными словами, не может быть достаточно доходов у граждан, если  у них нет хорошо оплачиваемой работы. Если же у граждан нет доходов, не может развиваться и мелкий и средний бизнес, который в большинстве своем представляет торгово-посредническую сферу экономики. Жители республики стали свидетелями рассмотренной закономерности, когда магазины с момента начала кризиса стали массово закрываться, приостановили свою деятельность многие организации  и предприниматели. Все это следствие падения уровня доходов и покупательной способности населения.

На данном этапе правящей элитой республики решаются и другие вопросы, связанные духовной сферой и культурой. В частности, идет работа над созданием программы национально-культурного развития осетинского народа. Реализация этой программы должна решить цель, сформулированную в Конституции республики – сохранение и развитие осетинского языка и культуры. Тем же целям служит создание национального телевидения и Аланской гимназии. Все эти события произошли во многом благодаря активной позиции В. Битарова. Кроме того,  благодаря достигнутой договоренности Главы Северной Осетии и Министра культуры Владимира Мединского, будут построены три  центра культурного развития, десять клубов в районах республики, Северо-Кавказский культурный центр в г. Владикавказ, улучшена ситуация  в Северо-Кавказской студии кинохроники и Нацмузее. Несомненно, это большой вклад в развитие народа и человеческого капитала республики. Ведь именно люди и человеческий капитал (а не нефть, газ и прочие материальные блага) являются на сегодняшний день основой развития, в том числе социально-экономического, любого прогрессивного общества и государства.

Подводя итоги, можно сказать о том, что отличительным качеством республиканской власти является наличие сформулированной долгосрочной  стратегии развития региона. Для целей реализации этой стратегии уже созданы институты, проведен ряд подготовительных мероприятий.  Несомненно, имеется множество сказывающихся на самочувствии общества проблем, которые В. Битарову и сформированному им Правительству придется решать в ближайшие годы. Но уже сейчас многие вопросы социальной сферы постепенно решаются. На решение же приоритетных задач Правительства Северной Осетии по преобразованию структуры экономики потребуется не менее 3-5 лет и предельного напряжения органов государственной власти. Критерием успешности правящей элиты Северной Осетии в конечном итоге будет изменение социально-экономической ситуации в республике, культурное развитие народа Северной Осетии.

Что касается возможной отставки Главы Северной Осетии, то в настоящее время отсутствуют объективные предпосылки для этого. Идет достаточно плодотворное взаимодействие с федеральным центром. Руководителем поставлены масштабные задачи – создание рабочих мест и производств, привлечение инвестиций в регион. Заявления же ряда оппозиционеров о росте недовольства в североосетинском обществе, которое может стать причиной отставки В. Битарова, несвоевременны и неуместны, так как неблагоприятная социально-экономическая ситуация в республике в большей степени связана с неэффективной политикой предыдущих властей, общероссийской кризисной ситуацией в экономике. Также необходимо понимать, что за ширмой журналисткой критики могут скрываться политические и коммерческие интересы групп, которые в значительной степени были оттеснены от власти, и других политических деятелей, сохраняющих сильные позиции в бизнесе и власти.

Артур
 
Бязров
05 октября, 17:21